Эта история стала уже легендой. Немецкий турист, объездивший с экскурсиями практически весь Киев, решил прибрести себе на память сувенир. По-видимому, больше всего его впечатлил рассказ о покровителе столицы Андрее Первозванном — по различным магазинам и торговым точкам он начал разыскивать статуэтку именно этого святого. Удивлению туриста не было предела, когда нужного сувенира он не обнаружил. Более того, некоторые продавцы и вовсе широко раскрывали глаза: а кто это такой, Андрей Первозванный?
Не исключено, что во время проведения в Киеве конкурса «Евровидение» подобные ситуации могут повториться. И ожидаемые 5—10 тысяч гостей будут вынуждены довольствоваться матрешкой или в крайнем случае композицией из двух еловых веток под названием «традиционный оберег». Так уж сложилось, что извечно сопутствующий турбизнесу бизнес сувенирный в Украине остался без внимания. Хотя, по экспертным оценкам, каждый десятый «туристический» доллар — «на совести» памятных безделушек. К примеру, только Венеция ежегодно зарабатывает на них 12 млн. долларов, Стамбул — 9,5 млн., а Гамбург — 5,8 млн. Основываясь на сувенирах, эксперты подчитывают так называемый коэффициент возврата: чем выше доходы от «поделочного бизнеса», тем больше шансов, что каждый второй турист посетит город еще раз. Плюс ко всему, расписные тарелки, чашки, футболки — довольно-таки экономная реклама страны. Приобретя сувенир, турист похвастается им на родине перед знакомыми, благодаря чему, возможно, и убедит их самолично полюбоваться достопримечательностями Украины. Есть о чем задуматься. Особенно если учесть, что бюджетные возможности нашей страны позволяют выделять на рекламу туризма всего 13 миллионов гривен — в 28 раз меньше, чем Турция.
Правда, как утверждают в Государственной туристической администрации, лишь недавно завершен сбор информации о сувенирных возможностях Украины. Соответственно, объем, рентабельность и прочие необходимые для любого рынка показатели в случае с сувенирами — пока загадка. К тому же, выставка, состоявшееся в прошлом году во Львове, показала одну неприятную вещь: в Украине слабо представляют себе, что такое сувенир. «Никто не против народных ремесел, — говорит руководитель пресс-службы Государственной туристической администрации Владимир Царук, — но ведь международные стандарты совсем иные. Продукт должен быть поставлен на поток, стоить от 1 до 3 евро и носить упоминание о стране или городе. То есть это могут быть чашки, брелоки, открытки, закладки для книг... Для тех, кто в состоянии заплатить больше трех евро, необходим ассортимент изделий народного творчества. Однако есть одно немаловажное условие: работы мастеров должны быть качественными и аутентичными».
На практике же все с точностью до наоборот. Мелкая сувенирная продукция в Украине практически отсутствует, а истинные народные умельцы либо работают исключительно по индивидуальным заказам, либо продают свою продукцию там, где нога туриста не ступала. К примеру, в последнее время сувенирные магазины по разным причинам исчезают из центра Киева. Особенно задело мастеров за живое исчезновение некогда популярного магазина на площади Льва Толстого. Нет, сам магазин, конечно, остался. Разве что украинский колорит там сменила зимняя одежда и обувь. Попытки убедить городские власти в том, что сувениры должны продаваться в туристических зонах, оказались тщетными. Некоторым «сувенирщикам» пришлось закрыться, кое-кто переместился на левый берег или вовсе довольствуется местом в супермаркете. В последнем случае проблема даже не столько в том, что туристы вряд ли будут покупать сувениры в нагрузку к колбасе. По словам руководителя «СПД Литвин» (опт и розница декоративной керамики и плетеной мебели) Сергея Литвина, ежемесячную аренду в 30—50 долларов за квадратный метр «сувенирщики» оплатить просто не в состоянии. Заложить плату за место в стоимость товара означает превысить все европейские ценовые мерки. Возникает закономерный вопрос: кто купит безделушку за 10—30 долларов.
В отсутствие полноценного рынка сбыта предприниматели не очень-то спешат, так сказать, продюсировать народных умельцев. Если, к примеру, в России за визитные карточки страны — Гжель, Палех — уже давно взялись опытные менеджеры, то в Украине мастера предоставлены сами себе. Не идет речь у нас и об освобождении предприятий, которые занимаются народным творчеством, от уплаты земельного налога и НДС, как это произошло в той же России.
Наоборот, несмотря на закон, в котором сказано: государство предоставляет мастерам льготы, в Налоговом кодексе Украины об этом пункте почему-то забыли. Вот и получается, что такие бренды, как Решетиловские рушники, Кролевецкая керамика — уже давно почти история. А фабрика художественного ткачества в Коломыи жива только благодаря украинским диаспорам в Канаде и США. Ненамного оптимистичнее обстоят дела и в Киеве. Как вспоминают старожилы фабрики «Сувенир», если еще в начале 90-х годов здесь едва успевали выполнять заказы, и под зданием стояли очереди ожидающих продукцию грузовиков — то сегодня тишина. Из 4 тысяч сотрудников осталось всего 70 человек. Да и то нередко им просто нечего делать.
Показательно, что украинские сувенирщики ждут заказов при постоянно растущем спросе на свою продукцию. Как бы то ни было, туристы Украину посещают, и только в Киеве ежегодно 300 — 400 тысяч иностранцев приобретают что-либо на память. Как правило, экскурсоводы рекомендуют для этих целей Андреевский спуск. Правда, только лишь в преддверии «Евровидения» столичные власти решили «очистить его от китайских товаров и традиционно русского ассортимента».
Впрочем, нынешнее «Евровидение» станет своеобразным тестом для сувенирщиков. Пока что имеющееся в наличии несколько обескураживает. К примеру, на недавно состоявшейся выставке-смотре продукции к «Евровидению» рядом с чашками, футболками и писанками почему-то оказались обыкновенные плюшевые слоны и тигры. Словом, вся надежда на экскурсоводов и персонал отелей. К примеру, на сайте одной из самых престижных столичных гостиниц даже разместили предупреждение: «Уважаемые гости Киева! В качестве сувениров не стоит вести из Украины матрешки и балалайки».