Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Достижим ли более высокий уровень жизни?

На пути к нему без непопулярных шагов не обойтись
15 марта, 2005 - 20:11

Украина сейчас находится на поворотном моменте своего развития: ей представился уникальный шанс развить свой экономический потенциал, чтобы от этого преимущества получило все население, а не только отдельные группы или регионы. Такое мнение высказал руководитель Немецкой консультативной группы по вопросам экономических реформ, профессор Стефан фон Крамон-Таубадель на презентации нового совместного исследования группы и Института экономических исследований и политических консультаций «К более высокому уровню жизни. Экономическая программа для Украины». По его словам, хотя в последние годы в Украине наблюдается заметный экономический рост, население не ощутило на себе позитивного влияния экономических перемен.

Однако экономический рост не может быть конечной целью сам по себе, он, отмечается в исследовании, является только предпосылкой улучшения уровня жизни. Реальная заработная плата в Украине низкая, а бедность остается реалией жизни для многих украинцев. Так же низки стандарты здоровья. Поэтому для Украины очень важно не только продолжить экономический рост, но и сделать так, чтобы он сопровождался улучшением качества жизни населения. Девять разделов исследования касаются вопросов макроэкономической политики, системы социальной защиты, регионального развития, инвестиционной политики, страхования, коммунальных услуг, аграрного и энергетического секторов. Рекомендации немецких экспертов адресованы новому украинскому правительству.

В частности, говоря о монетарной политике Украины, немецкие специалисты отмечают, что она продолжает основываться на преимуществах режима фактической фиксации обменного курса. Однако маловероятно, что такая политика будет соответствовать потребностям страны в будущем. Исследователи называют причины, которые обуславливают необходимость изменений. По их мнению, многие предприятия заимствуют или берут на себя долгосрочные обязательства в долларах США, однако свои доходы они будут получать в гривнях. Аналогично некоторые коммерческие банки осуществляют рефинансирование в иностранной валюте, хотя долговые платежи их клиентов зависят от будущей стоимости гривни. Такая несбалансированность, по мнению экспертов, является основным риском для финансового сектора и экономики в целом. Сегодня гривня достаточно крепка, однако никто не может отрицать возможность ее обесценивания в будущем. Значительная девальвация гривни может привести к тому, что некоторые заемщики или банки не смогут оплатить свои долги в иностранной валюте. Это может спровоцировать цепную реакцию и поставить под угрозу финансовую и экономическую стабильность страны.

Для решения этих проблем исследователи предлагают Национальному банку ввести более гибкий режим обменного курса, который позволит избежать накопления финансовых активов с высоким риском. НБУ должен повысить доверие к национальной валюте и направлять граждан и бизнес на использование гривни, а не доллара.

Система социального обеспечения должна быть доступной для всех, кто нуждается в помощи, считают исследователи. Государство должно четко определить, кто принадлежит к бедным слоям населения, учитывая уровень доходов граждан. Ему следует предусмотреть средства в бюджете для финансирования всех установленных льгот без привлечения непрямого финансирования за счет предприятий. Господин Крамон-Таубадель говорит: «Мы не говорим в программе о том, чтобы радикально отменить все субсидии, скажем, в сельском хозяйстве. Речь идет о целенаправленности субсидий, чтобы они предоставлялись тем слоям населения, которые в них наиболее нуждаются. Например, государство контролирует цену на хлеб, но низкая цена нужна не всем. Это вредит сельскому хозяйству и развитию фермерства».

Говоря непосредственно о льготах и субсидиях, директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский выделяет два компонента. «Первое — это льготы и субсидии, связанные с производством и предоставляемые непосредственно в бизнес-сфере. Второе — это льготы и социальные выплаты, которые получает население. С нашей точки зрения, льготы, предоставляемые в различных секторах экономики, можно снимать. Конечно, это нужно делать наиболее продуманным и эффективным способом. Что же касается социальных льгот, то, я думаю, здесь нужно иметь четкое видение, что сегодня реально может профинансировать государство. Тогда часть льгот просто отпадет, поскольку на них нет денег. С другой стороны, часть льгот нужно монетизировать. Учитывая российский опыт, мы должны это делать очень взвешено», — заметил эксперт. Вообще, по мнению Бураковского, «если речь идет действительно о продолжении экономического роста и повышении жизненного уровня, то у правительства нет другого выхода, как пойти на ряд очень жестких и непопулярных шагов». Даже несмотря на политические ограничения, связанные с мартом 2006 года.

Петр ИЖИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ