Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Юрий МИРОШНИКОВ: Наш пассажир — средний и «выше среднего» классы

9 марта, 2005 - 20:41

Визит Президента Виктора Ющенко в Германию открыл новую страницу в отношениях двух стран. Понятно, что он поможет урегулировать и отношения в сфере авиаперевозок. Ранее Украина и Германия договорились о новых условиях авиасообщения между двумя странами. Назначенные авиаперевозчики на основных маршрутах «Международные авиалинии Украины» и Lufthansa будут выполнять 21 рейс еженедельно. Авиационные власти Украины и Германии подтвердили готовность довести к 2007 году паритетную квоту на основных маршрутах до 28 рейсов. Неудивительно, что беседа «Дня» с президентом авиакомпании «Международные авиалинии Украины» Юрием МИРОШНИКОВЫМ началась именно с этих вопросов.

— Как отразился на деятельности компании период несогласованности с немецкими авиационными властями?

— МАУ действительно пострадали от столь длительной неопределенности и существенных ограничений в расписании, особенно на таком популярном рынке. Необходимо отметить, что в конце февраля власти нашли выход из ситуации. Начиная с 7 марта 2005 года, МАУ возвращаются к заявленному осенью расписанию, то есть пять рейсов в неделю на Берлин и ежедневный на Франкфурт. Новые условия полетов между Украиной и Германией также предлагают новые, более широкие горизонты для развития МАУ, и мы будем рассматривать их в процессе стратегического планирования на ближайшие годы.

— Насколько рентабельны международные рейсы?

— Они малорентабельны и подвержены резким сезонным перепадам, как и весь авиационный бизнес, а также влиянию экономических и политических условий на рынках. Рентабельность можно улучшить при условии, что рейсы выполняются ежедневно (конечно, подразумевается, что на данную перевозку в принципе есть спрос, иначе летать бессмысленно) или даже несколько раз в день. Тогда можно рассчитывать на снижение удельных расходов и рост доходов за счет привлечения деловых пассажиров, готовых покупать билеты по высоким тарифам: ведь для них формула «время — деньги» — не пустой звук в пространстве.

— В последнее время вновь появилась информация о возможности слияния двух авиакомпаний — МАУ и «Аэросвита». Что препятствовало осуществлению этой идеи раньше? Какие выгоды сулит такое объединение и как скоро оно может произойти?

— Авиакомпания «Международные авиалинии Украины» еще в 2001 году участвовала в проекте Министерства транспорта Украины по созданию единого украинского флагманского перевозчика на базе крупнейших авиакомпаний страны — МАУ и «Аэросвита». Привлекательность этого проекта — в схожести флота, стандартов управления, бюджетирования, а также в системе отбора кадров двух авиакомпаний. Немаловажно и то, что МАУ и «Аэросвит» не являлись конкурентами на маршрутных линиях, поскольку у них разная география полетов. Компании могли бы дополнить друг друга и уже в качестве единого сильного национального перевозчика вступить в конкурентную борьбу с иностранными авиакомпаниями. Однако такого рода проекты требуют основательной подготовки, изучения и анализа.

— Какое место занимают «Международные авиалинии Украины» на рынке авиаперевозок Украины?

— После оживления украинской экономики в 2000 году и начавшегося вслед за этим ее постоянного роста активизировался и спрос на авиаперевозки. Согласно данным Госкомстата Украины, в 2003 году 2,2 млн. украинцев воспользовались услугами авиатранспорта. Рост рынка воздушных пассажирских перевозок Украины составляет порядка 29% в год, при этом пассажиропоток МАУ за последние три года возрастал в среднем на 35,3% в год. Важным мерилом того, насколько улучшается качество эксплуатации маршрутов, является показатель занятости кресел (так называемый load factor). Так вот, за последние три года он увеличился в МАУ с 43,9% (2002 год) до 56% (2004 год).

— Как складывается конкуренция между авиаперевозчиками и железной дорогой?

— Сегодня ее практически нет, потому что цены несопоставимы. У каждого из этих видов транспорта свой сегмент на рынке, своя аудитория. Однако в случае резкого снижения цен на авиаперелеты или повышения железнодорожных тарифов конкуренция действительно может возникнуть.

— Каким парком самолетов располагает компания и собираетесь ли вы его пополнять? Как вы относитесь к возможности использования пассажирских самолетов отечественного производства?

— Сегодня флот МАУ насчитывает восемь лайнеров Боинг 737. Восьмой лайнер — Боинг 737-400 — введен в эксплуатацию в ноябре 2004 года. Он оснащен современным оборудованием, бортовой развлекательной системой для пассажиров, в нем предусмотрены два класса — бизнес-класс и экономический. Самолет более вместительный и с увеличенной дальностью, что позволяет успешно использовать его на таких маршрутах, как Лиссабон, Мадрид, Барселона, а также на чартерных рейсах. Для обеспечения роста пассажирских перевозок в 2005 году МАУ запланировали пополнение флота еще двумя современными самолётами Боинг. В частности, совсем скоро, в начале апреля, МАУ получит девятый Боинг — Б737-300.

Что касается отечественной техники, то наша авиакомпания с удовольствием рассмотрит введение в эксплуатацию украинских самолетов, как только техника, соответствующая требованиям современной авиации, появится на рынке. Для этого самолет должен отвечать высоким требованиям рынков, на которых летает МАУ, а также международным стандартам технического обеспечения и безопасности. Главное, чтобы самолеты украинского производства соответствовали современным и перспективным требованиям, предъявляемым к аэронавигационному оборудованию и экологическим параметрам (шум, выбросы вредных веществ) для полетов в Европе, обеспечивали должный уровень безопасности полетов, экономичности и комфорта для пассажиров. Немаловажна для МАУ и конкурентная цена отечественных самолетов в сравнении с теми же Боингами.

— Что, по вашему мнению, сдерживает сегодня развитие в Украине рынка пассажирских авиаперевозок?

— Сдерживающих факторов несколько: недостаточная покупательная способность населения и визовые барьеры — как для поездок украинцев в большинство стран мира, так и для приезда иностранных туристов и бизнесменов в Украину. Если же говорить о самом массовом пассажире — о туристах — следует отметить недостаточный уровень развития гостиничной инфраструктуры в Украине и низкий уровень информированности в мире о туристических возможностях нашей страны.

— Какой объем авиаперевозок в целом по Украине и МАУ вы прогнозируете на 2005 год?

— По Украине можно прогнозировать сохранение уже упомянутых тенденций роста (25-30%). В планах же нашей компании на текущий год — увеличение объемов авиаперевозок на 27—32%.

— Каким вы представляете себе среднестатистического пассажира вашей авиакомпании?

— Cреднестатистический пассажир МАУ — это однозначно представитель среднего класса и «выше среднего». В основном это мужчины-бизнесмены или служащие (в общем 75%), преимущественно в возрастной категории от 31 до 40 лет. Больше всего пассажиров привлекает в нашей авиакомпании удобное расписание и наличие прямых рейсов в Европу. По национальному составу наш среднестатистический пассажир, скажем так, «интернационален»: украинцы составляют 58%, а иностранцы — 42%.

Петр ИЖИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ