В галерее «Арт-блюз» на Андреевском спуске открылась выставка семьи художников-керамистов Козаков.
«День» в свое время уже писал об этом семействе, где и родители, и дети (сын и дочка) одержимы своим ремеслом. Собственно, в галерее проходит первая выставка, дающая более-менее полное представление об этой трудолюбивой фамилии.
Вазы и блюда, статуэтки серьезные и гротесковые, люди и животные, формы реалистические и абстрактные, своего рода керамические «картины» в рамках — каждый из Козаков работает в своем направлении, в своей манере, но вместе они неизменно выходят на единый результат. И этот результат — уют. На этой выставке уютно, комфортно, и это — несомненный признак общего стиля, что объединяет четырех керамистов. Этот стиль можно назвать салонным; иными словами, Козаки и в целом, и в частностях работают на салон. То есть создают ту самую среду жизненного комфорта, в которой нет особых шедевров искусства, — ибо шедевр как раз смущает, раздражает, одним словом, дискомфортен, — но в такой среде уместны милые безделушки, сувениры, статуэтки, по которым скользит глаз утомленного обывателя.
И в этом нет ничего дурного: Козаки ведь и не претендуют на открытие каких-либо новых горизонтов, на прорывы в своих занятиях, в искусстве керамики. Они делают свое ежедневное дело, отвечают запросам салонной публики — сиречь того самого среднего класса, или, говоря более старообразным языком, мелкой и средней буржуазии, который (которая) для любого общества — надежда и опора. Так что ремесло, тем более ремесло столь уютное — востребовано не столько даже культурно, сколько социально. И это хорошо.