Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рафик ХАРИРИ: Арабский герой

28 февраля, 2005 - 20:49
ВЧЕРА В БЕЙРУТЕ СОБРАЛИСЬ ТЫСЯЧИ ПРОТЕСТУЮЩИХ, ТРЕБУЯ ОТСТАВКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ВЫВОДА СИРИЙСКИХ ВОЙСК С ТЕРРИТОРИИ СТРАНЫ / ФОТО РЕЙТЕР

Так уж устроен мир, что мы полностью осознаем суть человека только после его смерти. И чем больше человек сделал при жизни, тем большую память он оставляет по себе. Бывший премьер-министр Ливана Рафик Харири сделал очень много для своей страны, и его трагическая смерть превратила его в национального героя не только в Ливане, но и во всем арабском мире. Оценить его роль и место в ливанской истории можно будет только через годы. С 1990 года Харири и Ливан стали почти синонимами, настолько эти два понятия были переплетены. Ливан без Харири был немыслим, как и Харири без Ливана.

Харири был харизматическим политическим лидером и крупным бизнесменом, который много сделал для восстановления экономики страны. Он находил общий язык со всеми основными общинами и конфессиями Ливана, поддерживал добрые отношения с Сирией, Саудовской Аравией, другими арабскими, а также западными странами. В мире его знали как главного представителя Ливана, независимо от того, занимал он пост премьер-министра или нет. По несколько раз в год он встречался с Джорджем Бушем и много раз со своим лучшим другом Жаком Шираком.

Рафик Харири был первым и до сих пор единственным арабским премьер-министром, который посетил независимую Украину. В рамках его официального визита в Киев в марте 1996 года он был принят тогдашним премьер-министром Евгением Марчуком. Харири дважды встречался с президентом Леонидом Кучмой в ходе его визита в Ливан 22 — 23 апреля 2002 года. Работая в посольстве Украины в Бейруте, мне приходилось присутствовать также на встречах украинских послов с Рафиком Харири как в его офисе, так и в его большом доме. Эти встречи оставили воспоминания о Харири как о мудром человеке и дальновидном политике, для которого благо Ливана было превыше всего.

Харири погиб в результате мощного взрыва в центре Бейрута. Вместе с ним погибли 16 человек из его охраны и окружения. Еще около 120 человек случайных прохожих были ранены. Несомненно, мавзолей Харири около этой мечети станет местом паломничества как для Ливана, так и для гостей Ливана. Траурный кортеж растянулся на много километров. Харири был одним из самых богатых людей планеты. Его личное состояние, по оценкам Forbes, составляет от 2 до 4 миллиардов долларов, что позволило ему занять место среди 100 самых богатых людей мира. В 1965 году Харири, не закончив Бейрутский университет из-за отсутствия средств, в двадцатилетнем возрасте уехал в Джидду (Саудовская Аравия), где сделал головокружительную карьеру, занимаясь строительным бизнесом. Взлет Харири начался после того, как в течение шести месяцев он построил дворец для саудовского короля Халида. В награду за это ему было предоставлено гражданство Саудовской Аравии и титул «шейх». В 1970 году 24-летнего честолюбивого Харири заметил наследный принц Фахд (с 1982 года король) и приблизил к королевскому двору.

В конце 80-х король Фахд отправил Харири в Ливан для установления перемирия в гражданской войне, которая продолжалась с 1975 по 1990 годы. В октябре 1989 года при содействии Харири и Лиги арабских государств в саудовском городе Таиф собрались представители основных политических сил Ливана, которым удалось выработать «Хартию национального согласия Ливана» (Таифские соглашения), предполагавшую достижение компромисса между ливанскими конфессиями. В октябре 1992 года президент Ильяс Храуи назначил 46-летнего Рафика Харири премьер-министром. Тогда это назначение было расценено как последний шанс для спасения страны. На посту премьер-министра Харири провел в целом 10 лет — с 1992 по 1998 и с 2000 по 2004 годы. За это время ему удалось восстановить экономику страны, добиться получения международной помощи, списания долгов, восстановления туризма и привлечения иностранных инвестиций в больших объемах.

Уйдя в отставку, Харири продолжил активную политическую деятельность, став одним из лидеров оппозиции. Следует отметить, что Харири представлял умеренное крыло оппозиции, не порывая окончательно с властными структурами. Иными словами, Харири был соединительным звеном между оппозицией и властью, выполняя уникальную роль в достижении взаимопонимания между противоборствующими политическими силами. Сразу после убийства Харири начали выдвигаться различные версии по поводу тех сил, которые могли быть причастны к этому. Ливанская оппозиция возложила ответственность за это преступление на ливанские и сирийские власти. Дамаск, в свою очередь, обвинил ливанскую оппозицию в использовании убийства Харири в предвыборных целях. Министр обороны Сирии Хасан Туркмани заявил, что «за убийством Харири стоит Израиль, который не желает, чтобы Ливан был стабильным». Министр обороны Израиля Шауль Мофаз в свою очередь заявил, что убийство Рафика Харири совершено, скорее всего, просирийской организацией, управляемой из Дамаска. Мофаз подчеркнул, что Сирии было выгодно ликвидировать Харири, поскольку тот выступал против присутствия сирийских войск на территории Ливана. Израильский министр добавил, что Сирия поддерживает террористов не только в Ливане, но также и в Ираке.

Убийство Харири — удар не только по Ливану, но и по Сирии. Независимо от того, будет ли доказана причастность Сирии к гибели Харири или нет, несомненно, что США и Израиль усилят свое давление на Дамаск. Вашингтон будет требовать неуклонного выполнения резолюции СБ ООН, а также еще больше ужесточит санкции против Дамаска. Тель-Авив, со своей стороны, попытается добиться максимальных уступок от Сирии накануне начала предстоящих мирных переговоров и, в первую очередь, вывода сирийских войск из Ливана, а также разоружения военных формирований «Хезболлы».

Исчезновение с политической сцены Харири, с его уникальной ролью посредника между всеми ливанскими политическими силами и религиозными конфессиями, между оппозицией и властью, с его международным весом и авторитетом, означает устранение одного из столпов стабильности в стране и неизбежно приведет к обострению политического противостояния в Ливане на грани новой гражданской войны. Должно произойти чудо, чтобы спасти Ливан от новых потрясений.

Алексей ВОЛОВИЧ, директор Одесского филиала Национального института стратегических исследований
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ