Завершившаяся избирательная кампания оголила массу проблем, породила новые тенденции и подвела к выводу: государство вынуждено внести коррективы как во внутреннюю, так и во внешнюю политику.
Самое главное — во время выборов мы продемонстрировали миру, что являемся европейцами по духу, образу поведения, демократичности. За пару дней на площадях столицы и областных центров народ сделал то, чего власть и политическая элита не смогли сделать за 13 лет: поднять имидж Украины перед всем миром. Сумеем ли использовать нынешнее благоприятное отношение к нам в пользу государства, народа? В начале 1990-х мы уже имели такой шанс, но потеряли его.
Не тешу себя иллюзиями, что на Майдане зародилось гражданское общество. Потому что ни законодательной, ни организационной базы для этого мы пока что не имеем. Мы так и не услышали, что будут делать наши лидеры, для того чтобы мы чувствовали себя нужными не только во время «революций», но и после них; как будет направляться энергия, инициатива масс в государственно-созидательное русло, на разрешение общих и местных проблем и т.д. Разве можно преодолеть коррупцию, не опираясь на народ? Или достичь доверия к власти без общественного контроля за ее действиями?
Задание №1 политической реформы — создание гражданского общества. Но дал ли «рецепт» разрешения этой проблемы недавно принятый Верховной Радой пакет документов по политреформе (если основной акцент делался только на перераспределение полномочий между ветвями власти)?
В это ответственное время народ одобрительно встретил бы принятие мер, которые сделали бы власть открытой, прозрачной. Например, внедрение периодической отчетности президента, правительства, парламентских партий, местных органов власти перед народом, избирателями, и реальный механизм учета мнения народа при принятии важнейших решений, проектов реформ, экспериментов и тому подобное! Неужели для того, чтобы повлиять на принятие каких-либо важных решений, народ всегда вынужден собираться на Майдане?
Прокуратура до сих пор разбирается с авторами сепаратистских призывов. Конечно, допустить раскол государства мы не имеем права, но в причинах «бунта регионов» должны разобраться глубже. Помнится, год-два назад во львовских СМИ также велась полемика о целесообразности создания отдельной Галицкой республики. Все это — результат неправильной региональной политики государства на протяжении всех лет независимости. Кто что «вырвал» для региона, то и имел: свободные экономические зоны, льготы в налогообложении отдельных предприятий, инвестиции и т.д. — системного подхода не было. Центр сосредоточил в своих руках больше полномочий, чем в советские времена — фонды, средства, право на выдачу лицензий, разрешений, кадровые назначения и т.д. Эти проблемы также призвана решить политическая реформа. Центр вынужден поделиться властью с регионами, региональные (местные) органы власти — с народом. Через территориальные общины улиц, микрорайонов, общественных советов и тому подобное.
Наблюдая за детьми, которые выкрикивали избирательные лозунги на площадях городов и сел, я думала: «Имеем ли моральное право травмировать эти невинные, чистые души?» Это мы, взрослые, виноваты, ответственны за то, что имеем. И сами должны исправить положение, не втягивая в это малолетних. Но еще и потому, что мы понимаем: кто бы ни был президентом, внезапно лучше не станет. А они максималисты, будут ожидать чуда уже завтра: «Мы же боролись за это». В результате может наступить апатия, разочарование в политике на всю жизнь.
Чтобы решить эти и другие сложные задания, президент должен быть равноудален от всех финансово-промышленных групп, хорошо знать происхождение всех «подводных рифов» в политике, экономике Украины, иначе большие деньги, которые должны бы идти в экономику, будут идти на взаимную борьбу бизнес-элит.