Популярные комики когда-то сказали, что «кролики — это не только ценный мех». Но до сих пор мало кто обращает внимание на аналогичные утверждения относительно растений, которые нас окружают. Это не только уют под кроной в знойный день и овощи-фрукты, но и несметное количество приятных и неприятных, любимых и едва уловимых ароматов.
Насчитывается около двух тысяч растений, содержащих эфирные масла, — прозрачную, слабо окрашенную жидкость с сильным характерным запахом. Они содержат разнообразные органические и неорганические вещества, которые просто не могут не влиять на физическое, психическое, психофизиологическое состояние человека. Спектр влияния этих масел на организм человека такой же разнообразный: какие-то вещества способствуют газообмену, другие влияют на давление, ритм дыхания, слух, качество зрения, некоторые изменяют мускульную силу и вообще в большинстве случаев положительно влияют на физиологию человека.
«Для человека роль запахов является второстепенной, но обонятельные раздражители даже невысокой интенсивности не игнорируются мозгом и определенным образом отражаются на характере его активности — во первых, это касается настроения и некоторых характеристик опознавательных процессов, — рассказывает младший научный сотрудник института физиологии имени П. Богача Сергей Крижановский. — Обработка «запаховой» и «обонятельной» информации происходит вне фокуса внимания, часто на подсознательном уровне. Интересно, что большинство незнакомых запахов сначала воспринимаются как неприятные, однако ассоциативные связи, которые в дальнейшем с ними образуются, носят положительный характер. Однако они могут вызывать и неприятные воспоминания. Например, эвгенол, который применяется в стоматологии, у многих людей вызывает ярко выраженные ощущения обеспокоенности или страха. Запахи, связанные с пережитой раньше травмой, могут повторно вызывать элементы посттравматических стрессовых расстройств. У наркозависимых лиц запах горящей спички может существенно усиливать ощущение потребности в кокаине. Описан также «синдром больного дома», при котором, в частности, определенные запахи у человека ассоциируются с ухудшением самочувствия и способны его вызывать».
В ходе эволюции некоторые структуры обонятельного анализатора приобрели принципиально новые функции и, в частности, стали компонентом системы, которую иногда называют «эмоциональным мозгом». Сложилась уникальная ситуация: у человека, который в своей жизни довольно незначительно использует нюх, именно обонятельный анализатор имеет наиболее тесные и короткие связи с мозговыми структурами, обеспечивающими ее общее состояние, создание мотиваций, программы действий, внимания и памяти.
Своеобразное «обучение запаховому восприятию» начинается еще до рождения ребенка. Система обонятельного анализатора начинает функционировать приблизительно на тринадцатой неделе беременности. Уже в это время может происходить запоминание специфических компонентов амниотичной жидкости, которые определенным образом зависят от состава еды и деятельности организма матери. Как следствие, иногда образовываются неожиданные ассоциативные связи — ребенку нравится запах табака, чеснока и тому подобное.
Можно допустить, что не только вкусовые характеристики, но и общее влияние эфирных масел растений, в частности тех, что используют как пряности, были известны и ценились издавна. Например, Карл Великий «настоятельно рекомендовал» европейцам выращивать в своих садах 73 декоративных растения, среди которых были шалфей, тмин, эстрагон, петрушка, сельдерей, лук, любисток, укроп, фенхель, шафран и другие.
Сегодня уже любой медик скажет, что вдыхание эфирного масла лимона или мяты способствует снижению частоты пульса и повышению кровяного давления; чеснок, наоборот, увеличивает частоту пульса; валериана, боярышник и собачья крапива хорошо успокаивают, и почти не снижают давления; иланг-иланг используется при психоэмоциональных расстройствах: стрессах, депрессии, неврозах; базилик хорошо помогает при сосудистых и мускульных спазмах.
В общем же действие запахов на человека, в частности, на его психофизиологическое состояние оставляет огромное пространство для исследований, экспериментов, предположений и догадок. И — огромное количество способов применения знакомых, обычных и исследованных наукой растений.