Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гримасы Обезьяны

Кое-что из жизни театра и театра жизни в 2004 году
11 января, 2005 - 20:29
НА ФЕСТИВАЛЕ «СIЧЕСЛАВНА-2004» ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР ИМ. Т. ШЕВЧЕНКО ПОКАЗАЛ «ЧУМАКИ» КАРПЕНКО-КАРОГО — ИРИНА МЕДЯНИК, ХОМА — ВЛАДИМИР МЕЛЬНИКОВ) / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День» ПРОГРАММНЫМ ДЛЯ ФРАНКОВЦЕВ СТАЛ СПЕКТАКЛЬ «ИСТЕРИЯ» О ЗИГМУНДЕ ФРЕЙДЕ В ПОСТАНОВКЕ ГРИГОРИЯ ГЛАДИЯ ФОТО ИРИНЫ СОКОЛОВОЙ В ГРАНДИОЗНОМ СЦЕНИЧЕСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ПОЛОТНЕ «МАСКАРАДА» В РУССКОЙ ДРАМЕ ТЕРЯЕТСЯ И ОБЕСЦЕНИВАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК, И САМ СОКРАЩЕННЫЙ В ТЕКСТЕ АВТОР, МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ, И ТРАГИЧЕСКИЙ АРБЕНИН (ВИТАЛИЙ ШЕСТОПАЛОВ), И БЕ

Человеческая память, к счастью, избирательная. Она хранит не все подряд, а откладывает только наиболее важное, поразительное, что всколыхнуло эмоции и отложилось в подсознании. Независимо от того, была ли это радость и восторг, или разочарование и горечь. Об этом и речь.

Солнечными и мрачными, голубыми и оранжевыми, черными и белыми листочками календаря осыпался год Обезьяны-2004. Обезьяна — знак артистический и в то же время ненадежный, изобретательный и противоречивый, интеллектуальный и обманчивый. Были правы восточные мудрецы, которые утверждали, что от Обезьяны можно ожидать всего, особенно неожиданностей — изменений в политике, революций, блокад, рискованных выходок, беспорядка, анархии. Все может произойти...

Многое и произошло в жизни театра и в театре жизни. И запомнилось из этого немало, вошло в сердце и в историю. В первую очередь, театральные праздники и юбилеи.

* * *

150 лет исполнилось бессмертной звезде украинского театра Марии Константиновне Заньковецкой. Украина в общем почтительно отметила это событие. Юбилейные вечера в Киеве и Львове, фестивали (женских моноспектаклей «Мария» в Киеве и женского творчества в Нежине), выпуск издательством «Мистецтво» фундаментального роскошного альбома «Талан. Життя і творчість Марії Заньковецької», подготовленного научным коллективом киевского музея М. Заньковецкой, где прошел и скромный завершающий вечер. Вышло немало газетно-журнальных публикаций о Марии Константиновне, проблемно-научных конференций и «круглых столов», спектакль «Мария Заньковецкая» в Нежинском театре им. М. Коцюбинского — теперь все здешние горожане будут знать, что одухотворенная бронзовая женщина, которая сидит в центральном сквере города, не писательница и не революционерка, а Великая Актриса из соседнего села Заньки.

Гримаса Обезьяны — даже к юбилею всемирно (!) известной артистки не обновилась экспозиция музея М. Заньковецкой в ее родном селе, где в холоде и невнимании погибают раритетные артефакты (директор В.Е. Мандрыка).

* * *

Столетие отметил Киевский университет театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого, который в августе получил статус Национального. Награды, подарки, фейерверк, костюмированные гости, прославленные выпускники — юбилейный вечер принимал Театр им. И. Франко, вся трупа которого практически состоит из воспитанников этого старейшего в Украине просветительского заведения искусства. Путь от частной школы Николая Лысенко до музыкально- драматического института (который в тридцатых годах разделился на театральный и консерваторию), а впоследствии и до Университета пройден достойно и плодотворно. С институтом связаны имена Леся Курбаса, Амвросия Бучмы, О. Кусенко, Н. Копержинской, Тарапуньки и Штепселя (Ю. Тимошенко и Ю. Березина), Ю. Ткаченко, М. Заднепровского, К. Степанкова, А. Роговцевой, И. Миколайчука, С. Данченко, Э. Митницкого, Л. Танюка, Б. Ступки, А. Хостикоева, Б. Бенюка, Т. Назаровой, А. Роднянского, О. Санина и многих-многих других выдающихся актеров, режиссеров театра и кино, театро- и киноведов, операторов, телеведущих, организаторов театрального дела и кинопроизводства...

Гримаса Обезьяны. Вот только в ее артистический год государство смогло даже частично возвратить свои долги и достойно оценить Творческую Школу имени И. Карпенко-Карого, которая в нищенских условиях воспитала для Украины цвет ее театра, кино и телевидения, а ныне взялась еще и за цирк, хореографию... И пустотой смотрит на Львовскую площадь сгнивший под дождями-ветрами плохо запроектированный долгострой института, валится корпус на Крещатике, 52, а выбраться оттуда студентам и педагогам некуда...

* * *

Восемьдесят пятый сезон открыл Национальный академический драматический театр им. Ивана Франко. Бросается в глаза, что общая интонация спектаклей этого флагмана украинской сцены в году обезьяны — истерия. Программным для франковцев стал одноименный спектакль о Зигмунде Фрейде в постановке Григория Гладия и блестящем исполнении Богдана Ступки. Перенасыщенная режиссерскими алюзиями, которые практически не прочитываются большинством зрителей, спектакль «Истерия» оказался претенциозным самоутверждением прекрасного украинского актера Г. Гладия в статусе иностранного режиссера-мессии.

Истеричны и персонажи романного спектакля «Братья Карамазовы», который создал на франковской сцене пекторальный режиссер Юрий Одинокий по собственной композиции текста известного романа. Здесь истерия продиктована самим Федором Достоевским — у него без истерик не существует ни один герой. А вот о чем истерика франковского спектакля, что сказать? Пока что наиболее выразительна и содержательна истерика Ивана Карамазова (з. а. А. Богданович) об отрицании Бога, который допускает в мире «слезинку ребенка».

Удивленные гримасы Обезьяны в отношении этой премьерной суетности Зосимы (арт. П. Панчук), который отнюдь не тянет на статус старца, еще и Оптиной пустыни, педалированной комедийности з. а. Л. Смородиной в роли Екатерины Хохлаковой и явно лишнего количества эпизодических персонажей, которые практически не задействованы в конфликте.

Так же много шума напрасно растрачивают исполнители спектакля «Сентиментальный круиз» по пьесе французской россиянки Тамары Кандала. Оставленные режиссером Петром Ильченко на поверхности текста без попытки погрузиться во внутреннюю правду отношений героев, актеры в творческой панике срываются на крик, истерику, беготню. Зато детективная фабула на фоне очаровательных белых парусов (сценограф В. Карашевский) тешит «сериальное» любопытство зрителей, а всех артистов переиграл своей искренней непосредственностью большой черный пес в финале.

Растроганная гримаса Обезьяны: зато после закрытия занавеса сердечно, без истерик, на искреннем пафосе и теплом юморе прошел юбилей народного артиста В. Нечипоренко, который в свои 55 так старательно и темпераментно играл в спектакле влюбленность в молодую хищную красавицу (И. Мельник).

Сейчас Обезьяна сердечно поздравляет с юбилеем еще одного прославленного франковца, народного артиста Леся Заднепровского, который прекрасно сыграл в ее году Егуду в «Истерии» и Федора Павловича Карамазова. А также поздравляет легендарный и ныне живой, волнующий спектакль «Тевье-Тевель», которому исполнилось пятнадцать лет!

* * *

Вот кто имел полное право на истерику — это героиня произведения Г. Маркеса «Приданое любви», оскорбленная мужем-аристократом его жена, женщина простого рода, но тонкой душевной организации. Но народная артистка Лариса Кадирова на малой сцене Театра им. И. Франко поднимается над пеной растревоженных эмоций до высокой драмы морального суда над духовной пустотой ничтожного мужа.

Горько-вопросительная гримаса Обезьяны — почему выдающийся актерский талант Кадировой, как, кстати, и Роговцевой, ныне практически не затребован украинским театром? И еще на одну загадку растерянно ищет ответ Обезьяна: то ли интонация истерии, так выразительно воспроизведенная франковцами в этом году, является их гениальным прозрением в отношении повышенной эмоциональности оранжевой революции, то ли свидетельством их творческой растерянности в условиях потери руководителя (С. Данченко), который не обеспечил театр достойной режиссурой?

* * *

Еще один юбилей. Свое 60-летие отметил Национальный союз театральных деятелей Украины. Показали в Киеве лучшие спектакли различных регионов нашей земли, пообщались с ветеранами сцены, прошли конференция и юбилейный вечер-«капустник», на котором Крымскотатарский театр талантливо сыграл пародию на «Моцарта и Сальери» с современными политическими подтекстами, а Пушкин и Шевченко, чьи имена носят харьковские театры, прекрасно поладили между собой. Полномочные художники со всех уголков Украины были счастливы увидеться, поговорить, дружно задули шестьдесят свечей на огромном юбилейном торте.

Но Обезьяна криво улыбается на скромный юбилей СТД — что-то не слышно о государственной масштабности деятельности Союза. Только отдельные региональные ее отделения активно ведут достаточно широкую по спектру деятельность. И здесь, на мой взгляд, явно идет впереди Днепропетровское отделение (председатель народный артист Ю. Чайка, ответственный секретарь Марина Проценко). Хотя бы для примера — их ежегодный театральный фестиваль «Січеславна» плодотворно существует все годы независимой Украины и пользуется большим авторитетом. Именно в результате побед на «Січеславні» стал муниципальным театром Днепропетровска коллектив «Віримо!», выпестованный Владимиром Петренко из театральной студии Дворца детей и юношества.

Активно поддерживает Союз и днепропетровский театр Михаила Мельника «Крик», который в этом году пробрал до костей, до основания души моноспектаклем «Грех» по произведениям М. Коцюбинского, где и голос матери, которая никак не может умереть и просит сына помочь ей перейти в иной мир, также принадлежит Михаилу Мельнику. А весь этот трагический спектакль, собственно, о судьбе Украины и ее сыновьях.

* * *

Так же в который раз ярко засветился на «Січеславні» уникальный театр «Академія руху» под руководством Александра Бельского из Кривого Рога, получив в этом году ее Гран-при и выдвижение на соискание Государственной премии им. Т. Шевченко. При случае поздравляем «Академію руха» с десятилетним юбилеем.

И еще один удивительный спектакль «Січеславни» выдвинут на Шевченковскую премию. Это камерная опера Виталия Губаренко «Письма любви» по новелле Анри Барбюса «Нежность». Режиссер, народный артист Украины Юрий Чайка, который так оригинально и высокопрофессионально руководит Днепропетровским театром оперы и балета, поставил эту оперу как драматический спектакль. Прекрасный вокал Елены Бокач вписан в четко выстроенное драматическое действие и связан партнерством с адресатом писем любви, бессловесным любимым мужчиной в исполнении актера Днепропетровского молодежного театра з. а. Анатолия Дудки.

В том же регионе при поддержке СТД изыскано светится неповторимый театр «Vie» с острова Хортица (г. Запорожье) под руководством Виктора Попова. Главная примета и сила этого театра — единство стиля соответственно драматургическому материалу.

Радует «Січеславна» и другими театрами региона — Днепродзержинска, Павлограда, работами сценографов, кукольников, дебютами, творческими поисками.

* * *

В Украине, где практически прекратилось гастрольное движение, его место заняли театральные фестивали. И их теперь немало — в Харькове, Керчи, повсюду. Но — делает гримасу Обезьяна — Союз театральных деятелей к ним по большей части только слегка касается. Главными движущими силами фестивалей выступают другие структуры, большей частью местные управления культуры, или их инициируют сами театры.

Собственно, именно на таких основаниях прошел «Театральный Донбасс-2004» (от Донецкого управления культуры им плодотворно занималась Надежда Ижболдина). В этом году фестиваль прошел в Мариуполе из уважения к юбилею местного театра.

В Херсоне трехдневный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии» концентрируется вокруг театра им. Николая Кулиша. Этот яркий театральный праздник для самого города и для участников фестиваля. Директор театра Александр Книга — большой мастер относительно этого.

Кислые гримасы Обезьяны касаются постепенного размывания концепции фестиваля как форума музыкальных спектаклей, сокращения количества спектаклей действующего репертуара херсонского театра до пяти названий, приглашения к постановкам спектаклей режиссеров-любителей с высокими должностями и отсутствия на афише театра пьес патрона, Николая Кулиша, такого актуального ныне.

Так же и «Тернопольские театральные вечера» обязаны своим существованием директору — художественному руководителю Тернопольского театра Михаилу Фергелю. Ивано-франковские «Премьеры сезона» — бывшему директору театра, ныне начальнику областного управления культуры Роману Иваницкому, а Волынский «Вертеп» — директору луцкого кукольного театра Даниле Поштаруку.

Эти театральные фестивали западного региона вдохновляются личным участием в них председателя Львовского отделения СТД народного артиста Федора Стригуна, легендарного руководителя Национального театра им. М. Заньковецкой, звезды украинской сцены, который в ноябре отпраздновал свой юбилей, с чем его и поздравляет Обезьяна радостной гримасой.

* * *

Да и Киевское СТД сосредоточилось в основном на «Киевской пекторали», вокруг которой кипят закулисные страсти амбиций, обид, скептического юмора. И все же ее ценят, к ней ревниво присматриваются, и она таки определяет не только творческие успехи, но и потенциал творческой перспективы, эстетических направлений и поисков.

Удивленная гримаса Обезьяны касается двойной оценки пекторальных итогов года — сначала группой уважаемых экспертов, а потом еще и высоким жюри. Обезьяна видит здесь пережиток совковости, когда мнение специалистов начальство корректировало «по понятиям».

А еще в Киевском отделении СТД сменился гетман. Отошел от дел народный артист Николай Рушковский — несколько десятилетий плодотворно председательствовавший здесь. Обезьяна желает известному артисту и выдающемуся театральному педагогу относительного отдыха, талантливых учеников и новых ролей на его родной сцене русского театра им. Леси Украинки.

Тянуть Киевский СТДовский воз взялся заслуженный артист Алексей Богданович, ведущий артист украинского театра им. И. Франко. Играя с успехом центральные роли, Богданович давно уже заслужил звание «народного». Обезьяна смотрит на него с надеждой.

И с грустью посматривает она на председателя центрального, всеукраинского СТД, уважаемого Леся Танюка. Сколько больших дел на плечах этого человека! Народное депутатство в Верховной Раде, художественная литература и издание серьезных книг, театральная педагогика, новообразованный из учеников театр «Ателье-16», представительство на многочисленных юбилеях, презентациях, конференциях, научно-творческий центр Леся Курбаса и многое другое. Вот только проблемы Национального союза театральных деятелей Украины у Леся Степановича где-то далеко: Союз почти полностью потерял свою материальную базу и попрошайничает у спонсоров, практически свернута активная творческая, научная, критически-аналитическая деятельность. Союз живет-выживает по традиционному украинскому принципу «как-нибудь будет».

* * *

А таки будет. Заметно набирает обороты эстетическое направление поэтического театра в Украине. Поэтичность — родовая черта нашей национальной сцены, искусство свободных, духовно богатых людей (художников и зрителей). В этом направлении ярко выделяются ассоциативно-образные спектакли Александра Дзекуна («Большой погреб» в Черкассах и «Духов день» в Киевском молодом), музыкально-юмористическое теплое «Древо превращения» Н. Гумилева в индийском стиле (театр «Vie», Хортица), сценические миниатюры львовского театра «У кошику» (руководитель Ирина Волыцкая), музыкально-поэтическая сценическая версия поэмы Лины Костенко «Цыганская муза» (театр Авторской песни, Запорожье), «Украденное счастье» И. Франко в постановке И. Бориса в Ивано-Франковске, музыкально- драматические спектакли актерского дуэта Ирины Калашниковой и Сергея Мельника — «В Барабанном переулке» по Б. Окуджаве, «Женщина в песках» Кобо Абе, «Вкус черешни» А. Осецкой... Ряд поэтических спектаклей выстраивается достаточно большой.

А pro po Обезьяны: «Вкус черешни» — удачный режиссерский дебют известного артиста Валентина Шестопалова в театре «Актор».

Гримаса Обезьяны — поэтичность украинского театра давно нуждается в теоретическом осмыслении в помощь интуитивным практикам театра, чтобы не подменялись понятия, как во франковской фантазии «Эх, мушкетеры, мушкетеры...», или в «Лесной песне» в Днепропетровском театре им. Т. Шевченко.

* * *

Обезьяна с любопытством наблюдала за творческой работой в Киеве приглашенных режиссеров- варягов. Из Польши прибыл в Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра литовец Линас Зайкаускас. Он поставил здесь два спектакля. Кружевное, тонкое и неожиданно тихое «Наш городок» Т. Вайльдера и шокирующе-экспрессивное, на открытых эмоциях и психологическом обострении — «Вишневый сад» А. Чехова. В которых есть режиссерская и актерская внимательная разработанность психологических узлов, петелек и крючечков, которые дают зрителям возможность «остановиться-оглянуться», проникнуть в глубины человеческой души, и встретить там себя, свои боли и проблемы, свои чувства и мысли.

Зато грандиозное сценическое театральное полотно «Маскарада» в Русской драме им. Леси Украинки настолько действительно грандиозное, величественное и титаническое, что в нем теряется и обесценивается человек — и сам сокращенный в тексте автор, Михаил Юрьевич Лермонтов, и трагический Арбенин, и невиновная Нина, и все другие персонажи. Человек как таковой исчезает, растворяется, теряется в пестроте арлекинской шахматной доски, огромных декоративных плоскостей и непонятных труб, в многофигурности замаскированной массовки, беспрестанной беготне артистов и балета, децибелах музыки. Трудно в одинаковых костюмах и масках различить Нину и баронессу Штраль (разве они идентичны?), проследить за философской мыслью страдающих личностей и даже схватить элементарный сюжет.

Теперь в центре этого масштабного художественного проекта оказался его постановщик Игорь Селин со своей постановочной командой из Санкт-Петербурга, который претенциозно выстраивает собственную творческую генеалогию от гениев режиссера В. Мейерхольда, художника В. Головина и других выдающихся предшественников. Именно его, Селина, режиссерским выдумкам и кунштюкам, фантазийным бредом и туманным шарадам призван удивляться зритель. И никакие таланты никаких артистов И. Селину не нужны, ему достаточно себя, любимого.

Гримаса Обезьяны — и зачем нам те петербургские старшие братья, когда у нас в Украине и свои такие есть, еще и более крутые. Андрей Жолдак, например.

* * *

Кстати, что касается театральных проектов, то стоит заметить два интересных киевских спектакля — «Медея» Эврипида в постановке Александра Балабана в Центре Леся Курбаса и «О мышах и людях» по повести Д. Стейнбека в постановке В. Малахова, где А. Хостикоев, Б. Бенюк и их партнеры проявили тонкий психологизм, органичность и поднялись от комедии до трагедийности.

Восторженная гримаса Обезьяны: этот спектакль поражает еще и высокой нравственностью актерского братства — в нем мужественно и выразительно играет серьезно больной артист В. Абазопуло, поддержанный своими товарищами. Обезьяна поражена и радуется такой корпоративности, желает всем здоровья.

Среди моих сильных впечатлений уходящего года, есть открытие terra-incognita театра им. М. Коцюбинского в Нежине. Куколка восстановленного здания театра, уютного, хорошо отделанного, чистенького и в середине, и даже на заднем дворе, празднично освещенного, украшает город и привлекает зрителей. Они заполняют небольшой зал аншлагами, любят своих артистов и спектакли, которые часто смотрят по несколько раз. Театр дважды в неделю выезжает в наиболее отдаленные уголки, глухие села Черниговской области, где почти тридцать лет вообще не видели театра. Умное, взвешенное, требовательное и по-хохлацки хитроумное руководство театром директора Юрия Муквича имеет плодотворные последствия.

Гримаса Обезьяны: трупа театра нуждается в молодом пополнении, значительном совершенствовании актерской техники и серьезной режиссуры.

* * *

Последнее — режиссура — слишком острая проблема театра в Украине вообще. Разве еще более острой представляется проблема современной украинской драматургии. Ведь ныне практически отсутствуют украинские пьесы современной тематики и приличного художественного уровня, адресованные не тонкой прослойке городской интеллектуальной элиты, а рядовому зрителю, в том числе и сельскому.

А пока что спасаемся отечественной классикою. Вот в Днепропетровске поразил актуальностью и высоким исполнительским уровнем спектакль «Чумаки» И. Карпенко-Карого в постановке Анатолия Канцедайла. А сколько еще драгоценных залежей в творческом наследии наших классиков!

Грустью и радостными надеждами закончился 2004 год — год артистической капризной Обезьяны.

Грустим :

— Отошли от нас навсегда — надеемся, в лучший мир — выдающиеся художники, актеры, режиссеры, педагоги и просто рядовые служители Мельпомены. Опустела без них театральная земля. Помните их — каждого — эта память обогащает наше сердце.

— Практически уничтожен Киевский Экспериментальный театр, а вместе и уникальный, уважаемый в Европе Уличный театр на ходулях. Бог судья тем глупым рукам, которые причастны к этому.

— Окончательно пришел в упадок для Украины театральный фестиваль «Херсонеские игры» в Севастополе. Украина вообще тринадцать лет (и еще больше) хлопала ушами в адрес Крыма. И ныне оказалась на грани внутреннего отторжения его населением всего украинского. Отсутствие умной проукраинской культурной политики особенно в центре, на Востоке и Юге нашего государства отзывается обезьяньими гримасами нынешних президентских выборов.

Причины для грусти легко найдутся в каждом театральном коллективе, в каждой впечатлительной душе художника.

Спасаемся радостью и надеждами :

— Заложен волшебный кирпич в здание Республиканского театра кукол в лучшем парке центра столицы.

— Вернулся «домой», на верхние этажи дома Родзянко на Ярославовом валу в Киеве уникальный театр «Сузір’я», а в Харькове, наконец, обновился давно сгоревший театр им. А. Пушкина.

— Театральными деятелями получено немало государственных почетных званий, наград, знаков отличия. Отпраздновано много юбилеев и других праздников.

— Успешно прошли гастроли Донецкого театра во Львове, а театра им. М. Заньковецкой в Донбассе. Достойно принимают украинские театры в Канаде, США, Польше, Великобритании, Франции.

Сцены театров Украины изобиловали премьерами, имели зрительский успех. А это главное призвание театра — дарить людям эстетическое наслаждение, волновать зрителя, нести ему светлую мысль, моральную чистоту и просто радость.

Не все запомнила Обезьяна, не все осмыслила, в чем-то, возможно, ошиблась, что-то сознательно обошла, не о всем, что заслуживает внимание, смогла сказать. И пусть Обезьяна корчит гримасы — это ее природа.

Дай Бог, чтобы следующий Петух-Шантеклер, как в пьесе Э. Ростана, великолепно играемой в театре «Віримо!» возвещал нам Солнце и Радость!

И о чем мы будем кукарекать завтра?

Валентина ЗАБОЛОТНАЯ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ