Во время избирательной компании в Киеве было получено два послания к украинскому народу от православного Вселенского патриарха Варфоломея I, архиепископа Константинопольского. Это дружеские послания поддержки и одобрения тех демократических процессов, которые происходят сегодня в Украине. Во втором послании Патриарх поздравляет (после объявления предварительных результатов) с победой в избирательной гонке украинский народ и Виктора Ющенко .
Упомянутые послания можно считать еще одним проявлением тех «тектонических сдвигов», которые были вызваны чрезвычайными и неожиданными для мира (по правде говоря — и для самих украинцев) событиями, которые сопровождали выборы президента в Украине. Со стороны Вселенского патриарха это был шаг экстраординарный — до этого подобных публичных демонстраций причастности Вселенского патриархата к украинским делам, тем более светским, не наблюдалось. Поэтому для украинских православных «Вселенский патриарх» — это несколько отстраненная, даже абстрактная личность, связанная скорее с историей Киевской Руси, чем с современностью (официальные церковные контакты с Цареградским патриархом прервались после подчинения Киевской митрополии Московскому патриархату в 1686 году). Хотя и известно, что правительство Леонида Кучмы предпринимало дипломатические попытки привлечь патриарха Варфоломея I к разрешению украинских православных проблем.
Весьма важно, что во втором приветствии патриарх Варфоломей I предложил свою помощь для урегулирования раскола Украинской православной церкви (УПЦ). Поэтому не удивительно, что послания патриарха Варфоломея I к украинскому народу вызвали немедленную реакцию Московской патриархии (МП). Отдел внешних церковных связей МП оценил (и резко осудил) инициативу Вселенского патриарха как первый шаг к, так сказать, «переделу» православного мира, а именно — к выводу УПЦ Московского патриархата (УПЦ МП) из состава Русской православной церкви (РПЦ) и подчинения всего украинского православия Константинопольский архиепископии. Эти намерения тем более вероятны, что существует официальное заявление Константинопольской архиепископии (20-е годы прошлого века), в котором каноническая территория Московского патриархата признается только в пределах 1589 года, то есть на время образования этого патриархата. Иными словами — без Украинской церкви.
Моментальной реакции Московской патриархии удивляться не приходится, ведь для нее речь идет о главном м— о верховенстве в православном мире. А оно теперь определяется, в основном, размерами церкви — количеством верующих, общин, храмов, монастырей. Сегодня наибольшей православной церковью мира является Русская церковь, которая неусыпно стремится играть решающую, главенствующую роль в мировом православии (в этом ее всегда поддерживали и поддерживают все российские власти — княжья, царская, большевистская и нынешняя). Хотя по историческим церковным правилам «первым по чести» является Вселенский патриарх, а Московский — только на 5-м месте в иерархии православных церквей.
Как изменится позиция РПЦ в случае, если украинские православные выйдут из ее состава? Оказывается — радикально и катастрофически для ее амбиций. Ведь сегодня 10000 приходов УПЦ Московского патриархата (общины на территории Украины) составляют немногим меньше половины всей Русской церкви. И теряя эти украинские общины, она теряет статус (действительно так!) крупнейшей православной церкви мира. А какая православная церковь станет в этом случае крупнейшей в мире, читатель? Правильно — Украинская православная! Если она будет единой, объединенной, монолитной, то в ее составе будет почти 15 000 общин — значительно больше, чем на территории России.
Как видим, главное преимущество Русской православной церкви в православном мире — размер — полностью зависит от вхождения в ее состав УПЦ МП. Речь идет не только о доходах и даже не только о политическом влиянии на украинское общество (что ярко показали последние выборы), но и о «святом» — об утрате мирового престижа и переходе на более низкую иерархическую ступень. Поэтому не только Русская церковь, но и российская светская власть так держатся за УПЦ МП, так ее опекают.
Как можно понять из упомянутого заявления Отдела внешних церковных связей МП, московские духовные дипломаты уверены в том, что патриарх Варфоломей I собирается включить Украинскую церковь в сферу своего влияния и даже взять под свою юрисдикцию. То есть, восстановить древний статус Киевской митрополии времен Киевской Руси. Нужно признать, что это предположение провоцирует не только подозрительность Московской патриархии, но и то обстоятельство, что патриарх Варфоломей I, упомянув в своем послании одну нашу болезненную проблему — раскол, не упоминает другую, не менее важную — предоставление украинскому православию статуса автокефалии, то есть полной независимости. Тут стоит сравнить также размеры Вселенского патриархата — где-то 3000 приходов, разбросанных по всему миру — с размерами украинского православного сообщества (около 15000 приходов). Не будем забывать, что влияние и размеры Константинопольской церкви, которая когда-то фактически правила всем православным миром, катастрофически уменьшились после падения Константинополя в 1453 году.
Если действительно Вселенская патриархия имеет упомянутые выше намерения (скорее всего, это только болезненная подозрительность), это не устраивает не только Москву, но и Киев. Но в любом случае, процедура вхождения любой церкви в мировое православное сообщество — не простое и не быстрое дело (даже в случае поддержки Вселенским патриархатом). Как известно, церковь Греции (Элладская православная церковь) после обретения страной независимости была непризнанной несколько десятилетий, а Московская митрополия, которая отделилась от Киевской, не имела законного статуса почти 140 лет — до провозглашения Московского патриархата.
Как видим, выборы украинского президента вызвали и, так сказать, церковные отголоски. И связаны они не только со Вселенским патриархом. Ведь нет сомнений в том, что последние события в стране изменили — и не к лучшему — статус, имидж Украинской православной церкви Московского патриархата в обществе. Немало ее прихожан и духовных лиц не приняли слишком уж активную предвыборную политику этой церкви, отстранились от нее и даже открыто заявили о своем несогласии (что бывает в церкви очень редко). Не стоит, впрочем, ожидать, что эти обстоятельства могут радикально и быстро изменить ситуацию в этой церкви, заметно отдалить ее от Московской патриархии или изменить отношение части духовенства к вызовам украинской государственности.
Но можно предполагать, что так или иначе, мало-помалу политика УПЦ МП будет- таки меняться, ибо времена полной безнаказанности, даже произвола некоторых владык и батюшек во многих важных для общества делах прошли. По-видимому, будут потихоньку отстранены от кафедр наиболее активные и громогласные пророссийские владыки; найдется управа на деятельность так называемых «православных» братств и пр. И, может быть, Украинская церковь таки вспомнит, что в Греческой церкви правят службу на греческом языке, в Грузинской — на грузинском, а в православных церквях Западной Европы — на языках своих прихожан.
А Вселенскому патриарху Варфоломею I мы сердечно благодарны!