Уходящий 2004 год стал для Украины по-настоящему високосным — с массой проблем и неожиданных поворотов ситуации. Испытание на прочность прошли и гражданское самосознание, и территориальная целостность страны, и приверженность политиков демократическим ценностям. Отрадно отмечать, что наша страна с честью выдержала эти испытания и вышла из политического кризиса обновленной, готовой дать достойный ответ существующим вызовам. Опасность заключается в том, что народные ожидания от революции могут оказаться гораздо больше возможностей их реализовать у пришедших к власти политиков.
Впрочем, каждая достигнутая высота требует постоянного подтверждения статуса победителя и дальнейшего продвижения вперед. Поэтому наступающий год будет временем борьбы за сохранение достигнутых результатов и дальнейшего общественного развития. Украине удалось за две с половиной недели судьбоносных событий на майдане Незалежности не только заложить основы развития гражданского общества, но и фактически публично поставить перед гражданами страны задачу его полноценного развития. Хочу напомнить, что с 1 января 2006 года распределение полномочий между президентом, правительством и парламентом существенно изменится, и именно парламентские выборы 2006 года станут решающим моментом политической двухходовки, первый этап которой завершается в эти дни.
Вполне очевидно, что у новоизбранного главы государства будет большой соблазн попытаться отыграть назад проведенную политическую реформу. Я скептически оцениваю эти попытки: новый президент должен будет в первую очередь разрешить проблему достижения общественного и политического консенсуса. Сегодня перед новоизбранным президентом стоит задача поважнее — своими действиями суметь раскрепостить энергию масс и добиться стремительного, рывком, продвижения вперед в экономической сфере и политической культуре государственного строительства. Украинское общество, расколотое президентской кампанией, живущее с повышенной политической температурой, сегодня представляет идеальную почву для таких шагов. Но нельзя забывать, что неверные действия президента могут очень сильно раскачать лодку общественной стабильности. Если плодами победы оранжевой революции начнут торговать направо и налево, словно индульгенциями в Средневековье, мы рискуем получить общенациональную апатию. От главы государства потребуется комплекс мер, способных не только примирить вчерашних политических противников, но и обеспечить сохранение темпов экономического роста. У политика, сменившего Леонида Кучму в президентском кресле, останется проблема существования сильной, организованной и небедной оппозиции, способной отстаивать свои права с помощью разнообразных инструментов. Выдержат ли вчерашние оппозиционеры испытание властью, рычаги которой необходимо будет передавать уже через год новому, сформированному законодателями правительству, — вопрос, на который пока нет внятного ответа.
Мы станем свидетелями активизации партийного строительства. Объективной предпосылкой для этого будет проведение следующих парламентских выборов на пропорциональной основе. Да и проведение политической реформы заметно повысило роль партий в общественной жизни. Сегодня мнения экспертов о перспективах развития партийной системы порой прямо противоположны, сходится большинство политологов в одном: в 2005 году ареной политической борьбы станет сессионный зал парламента. И представленные сегодня в законодательном органе политические силы попытаются получить определенные преференции перед партиями, оказавшимися за бортом Верховной Рады. Однако вряд ли эти попытки остановят ряд амбициозных политиков, стремящихся выстроить собственные партийные проекты с прицелом на 2006 год. Скорее всего, до 31 марта 2005 года мы будем наблюдать партийный бум, а на протяжении следующих нескольких месяцев количество партий будет постепенно перерастать в качество предвыборных блоков.
Думаю, целесообразно остановиться на еще одном важном моменте. Затянувшаяся политическая нестабильность заложила мины замедленного действия под украинскую экономику. Свидетельством этого является принятие «условно» Государственного бюджета на 2005 год. Все внимательно наблюдающие за бюджетным процессом понимают, что этот шаг — политический, призванный сохранить социальную стабильность и не позволить усомниться в весомости государственной власти многочисленным бюджетникам и представителям социально незащищенных слоев населения. Не случайно в законе о госбюджете есть пункт о необходимости изменить многие его статьи до 20 февраля, и уже сегодня бюджетный комитет и правительство приступили к корректировке наиболее спорных показателей. Вполне вероятно, что после президентских выборов будет сформировано коалиционное правительство, которое разделит с главой государства ответственность за проведение социально-экономических преобразований. Это позволит не только обеспечить лучшее взаимодействие законодательной и исполнительной власти, но и даст возможность снять ряд существующих ныне противоречий, позволит многим незаангажированным профессионалам остаться работать в органах власти.
С высокой долей уверенности можно говорить о том, что последние, наиболее резонансные приватизационные процессы будут оспорены в суде. Как человек, не один год занимавшийся бизнесом, хочу сказать, что прозрачные правила разгосударствления имущества, особенно самых лакомых его кусочков — тест практически для любой власти на готовность обеспечивать всем представителям бизнес-среды одинаково равные и прозрачные правила игры. И я уверен, что не только крупные финансово-промышленные группы, но и малый и средний бизнес оценит этот шаг как позитивный.
И еще один важный момент, который будет, по моему убеждению, определяющим для Украины в следующем году. За внутриполитическими проблемами мы как-то забыли о внешних вызовах, остающихся актуальными для нашей страны. Если вывод украинского контингента из Ирака сегодня представляется только вопросом времени, то другие внешнеполитические проблемы остаются острыми и болезненными. Среди них — и противостояние международному терроризму, и стремление вступить в Европейский Союз. Думаю, что в борьбе с международным терроризмом Украине есть что предложить мировому сообществу, и действовать нужно не числом, а умением. Хочу предостеречь слишком рьяных сторонников резкого продвижения вперед, в Европу: не стоит ожидать триумфального шествия представителей Украины по маршруту Киев — Страсбург. ЕС еще не справился с проблемой присоединения десяти новых членов в мае 2004 года, поэтому сегодня можно говорить только о перспективе вступления нашей страны в Евросоюз. И именно на политическую элиту страны ложится ответственность за формирование реалистичной повестки дня переговоров между евроинституциями и украинским руководством.
Есть все основания считать, что следующий год станет для Украины периодом постепенной перестройки политической системы на европейский манер, борьбы за сохранение темпов экономического роста и качественного изменения экономики за счет внедрения инновационных технологий. Главный итог — сегодня будущее страны зависит от самих граждан, от их избранников, поэтому кивать друг на друга уже не удастся. И, вопреки устоявшейся практике, у побед и поражений будет одинаковое число отцов.
За последний месяц мы убедились, что народ намного мудрее политиков. Итоги голосования 26 декабря показали, что у нового главы государства резерв доверия не так высок, как это необходимо для ведения жестких действий. Но никто не снимает с повестки дня необходимость использовать поистине уникальный шанс для качественного рывка Украины в сфере преобразования всех аспектов общественной жизни, политики и экономики.
Необходим комплекс мер, позволяющих в экстренном порядке разрешить ключевые проблемы общества и государства. Важно решить вопрос русского языка и языков национальных меньшинств, выбив тем самым козырь у безответственных политиков, раз за разом спекулирующих на языковой теме. Необходимо провести процесс амнистии капитала, его реинвестирования в украинскую экономику. И было бы честно, откровенно и правильно, если бы первыми определенные шаги в этом вопросе предприняли представители бизнеса, окружающие нового президента. Это позволило бы не рассчитывать на успех в погоне за странами старой Европы, притормозившими свое развитие. Диалог чрезвычайно важен и с представителями крупного бизнеса внутри страны. Нужно не «отнимать и делить», а пересматривать послетендерные условия, судить победителей конкурсов за невыполнение условий, на которых они получили лакомые кусочки государственной собственности. При этом во главе угла у новой власти должны быть профессионализм и мораль. Лучше потратить годы на формирование управленческой команды профессионалов, чем переносить в коридоры власти безжалостные методы ведения бизнеса по-украински. Предприниматели должны не стремиться попасть во власть, а исполнять законы. Все это станет предпосылками к переходу на инновационную модель развития экономики, ради которой стоит не ослаблять, а усиливать президентскую власть. Только комплекс мер, на осуществление которых — максимум год, позволит Украине сделать резкий шаг вперед. И соответственно — упущенный шанс бумерангом ударит по нашим возможностям в будущем.