Ни разу после распада СССР Москва не терпела столь оглушительного дипломатического поражения. Вся «украинская стратегия» России в 2004 году была сплошной чередой ошибок и разочарований... Ющенко заявил, что первый визит в качестве главы государства он хотел бы нанести в Россию. Прекрасная идея. Идеальный шанс продемонстрировать миру, что президенты приходят и уходят, а Россия с Украиной остаются... Но насколько более естественным и непринужденным было бы первое рукопожатие Владимира Путина и его украинского гостя, если бы официальные российские СМИ не создали Ющенко образа оголтелого националиста, а российские политики не призывали — причем открытым текстом — к расчленению Украины.
Среди гостей съезда победителей были замечены такие странные люди, как лидер партии «Родина» Дмитрий Рогозин, член КПРФ Сергей Доренко, член ЛДПР Алексей Митрофанов. Не следовало пытаться объяснить их оранжевые одежды только тем, что все остальное в стирке. Все было сложнее. Хотя, кажется, ну что еще подумать про Алексея Митрофанова, который пару недель назад говорил про «оранжевый шабаш» такими словами, которые я раньше если и знал, то давно предпочел забыть? «Это я вам поясню, — с удовольствием говорил господин Митрофанов.— Да, ЛДПР участвовала в предвыборной кампании на стороне Виктора Януковича, в рамках системных договоренностей с властью». Он не уточнял, с какой именно. Это было и не важно. Само известие о том, что у ЛДПР были с кем-то системные договоренности, по представлению господина Митрофанова, видимо, полностью должно было извинить его. «Да, мы ругали Ющенко, — признавал он. — Но мы при этом, конечно, понимали, что Ющенко — это человек, который не состоит из одних только минусов». Украинские журналисты с искренним интересом спрашивали: не подтверждает ли все происходящее, что его партия является политической проституткой? Он делал вид, что не слышит их.
Исполнительный секретарь СНГ, возглавляющий наблюдателей от этой организации, усомнился в легитимности и демократичности состоявшегося голосования. Зато парламентские выборы в Узбекистане Рушайло признал «легитимными, свободными и транспарентными». Напомним, что прежде одобрения наблюдателей от СНГ удостаивались белорусский референдум и второй тур украинских выборов... Г-на Рушайло ничуть не смущает полное противоречие, в которое он вступает с прочими наблюдателями. Не рассчитывает он и на то, что точка зрения наблюдателей от СНГ будет учитываться и приниматься во внимание международными организациями... Он не наблюдатель, а комиссар, и интересует его не ход голосования, а результат, ибо в Кремле сегодня глубоко убеждены, что хорошие выборы — это выборы с правильным результатом... Вслед за президентом Путиным и в сотрудничестве с прочими обитателями Кремля он занят масштабным проектом построения параллельной реальности... Фиксация отдельных нарушений в ходе третьего тура выборов в Украине должна сделать нечувствительной разницу между такими выборами и тем, как в ходе второго тура были внаглую вброшены несколько миллионов голосов. А рассказ о помощи Запада «оранжевым» должен уравнять его с Москвой, прямо участвовавшей в «проталкивании» Януковича в президентское кресло. Метод «параллельной реальности», на первый взгляд, весьма эффективен. Особенно во внутреннем употреблении. В этом отношении г-н Рушайло мало чем отличается от г-на Павловского: функция обоих лишь в том, чтобы выступать по государственному телевидению и формировать у его зрителей «правильную», параллельную картину мира. Однако в действительности он и вреден, и бесполезен. За ним не стоит ни идеологии, ни сознания реальных интересов страны. И постепенно он с неизбежностью превращает ее в резервацию...
В настоящий момент Украина должна получить от Европы три вещи. Для начала Ющенко должен получить ощутимую помощь. Адекватным инструментом для этого могла бы стать международная конференция кредиторов. Во-вторых, необходимо принять «дорожную карту», которая означала бы нечто большее, чем недавно представленный план действий. Она должна содержать схему наиболее реалистичных форм сотрудничества в ближайшие четыре или пять лет, а также перечень необходимых для этого мер. Поскольку целью этого плана не является членство Украины в ЕС, необходимо продумать вариант ассоциации. И в- третьих, сотрудничество между ЕС и Украиной должно ориентироваться на результаты реформ в Украине. Если Киев будет добиваться настоящих результатов, то Брюссель должен будет открыть путь к более интенсивной кооперации.
Пример Украины с некоторых пор свидетельствует о том, что президент Путин снова начал мыслить имперскими категориями. Он постоянно называет развал Советского Союза ошибкой, хотел бы в значительной мере восстановить прежние территориальные границы... Создание ЕЭП является проявлением этой политики и одновременно свидетельством провала малодушной, лишенной всякого воображения восточной политики ЕС... Евросоюз должен отказаться от прежней политики в отношении соседних государств и открыть всем европейским демократическим государствам, которые в ближайшие десять лет не могут стать членами ЕС, возможность членства в новом европейском экономическом пространстве.