Поводом для написания этих заметок стало признание одного моего товарища, выясняющего отношения с совестью: на Майдан он, мол, проходя мимо, заглядывал, но специально туда не ходил по той простой причине, что давно утратил общественную веру. Я же, быть может, даже раньше него распрощавшийся с построенной на общественно-политическом фундаменте верой, отправлялся в самое горнило украинской революции сознательно. Для этого было несколько причин.
«СВОБОДУ НЕ СПИНИТИ!»
На Майдан следовало пойти хотя бы из любопытства: что привело в центр столицы сотни тысяч людей со всей Украины? Действительно ли массовые протесты против сфальсифицированных выборов были кем-то (кем?) подготовлены заранее, как говорят те, кто выборы сфальсифицировал? Или это была спонтанная реакция людей, не желающих, чтобы их сравнивали с козлами? На Майдан звало и элементарное чувство солидарности с теми, кто нашел в себе мужество сказать «нет» той беспардонной лжи, которую позволила себе по отношению к почти пятидесяти миллионам граждан власть, объявив результаты не выборов, но фарса. И — «так» правде, свободе и своим человеческим правам. Пойти на Майдан следовало еще и для того, чтобы потом иметь моральное право (конституционное у нас и так есть) строго спросить с новой власти: вы нас просили о помощи — мы вышли на заснеженные киевские улицы и помогли вам, теперь, будьте добры, помогите наладить человеческую жизнь всем нам. Наконец, не имея никакой общественной веры, но обладая хоть каплей веры в превосходство светлого, духовного начала в человеке над темным и низменным, невозможно было стоять в стороне от событий, потрясших не только Украину, но и мир.
Как бы сейчас ни пытались приуменьшить, принизить значение «оранжевой революции» те, у кого вдруг проявилась аллергия на апельсины и прочие предметы и явления цвета восходящего солнца, Майдан войдет в историю как начало движения Украины к новой жизни. Даже если это движение кто-то попытается остановить или притормозить. Как, к примеру, пытались остановить мирный «Поезд дружбы» на юге и на востоке Украины те, кто предпочитает другие цвета, даже не понимая, что оказывают медвежью услугу своему кандидату, рассказывающему на площадях и рынках наших городов о своей приверженности к свободе и демократии. Когда в конце ноября в Киев с юга и востока страны ехали тысячи украинских граждан с бело-синей символикой, их встречали на Майдане дружелюбно, помогали своим политическим противникам одеждой и едой. Какова же мотивация людей, которые не пускают «Поезд дружбы» в свои города, ломают на центральной площади сцену, с которой к ним такие же, как и они, граждане их страны хотели обратиться со словами любви и дружбы?.. Движение Украины к новой жизни не остановить, даже если нынешняя власть попытается продержаться в своих кабинетах и резиденциях еще несколько месяцев. Можно применить репрессии по отношению к той части своего народа, у которой на царящие в стране ложь, коррупцию, воровство, беззаконие уже выработался рвотный рефлекс. Можно попытаться сорвать переголосование и готовить новые сфальсифицированные выборы. Можно силовыми методами попытаться изолировать от политической жизни настоящую, а не разыгрываемую премьер-министром оппозицию. Можно попробовать закрыть неугодные газеты и телеканалы и попытаться сделать Украину подобием Беларуси, к общественно-политической модели которой сегодня, похоже, движется Россия. Но никакими репрессивными методами не закрыть миллионам украинцев солнце, взошедшее в их сознании.
СОЗНАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ БЫТИЕ
Собственно, связь сознания и революции, ее психологические, культурные аспекты и являются главной темой данных размышлений. О ноябрьских событиях много пишут и будут еще долго писать. Политологи, пытаясь вынести из революции свои уроки, не устают раскладывать политические пасьянсы, анализировать, кто, как, за счет каких примененных хитростей и политических технологий победит на выборах и какие геополитические изменения в результате произойдут в мире.
Писатели, социологи и культурологи раскладывают эти семнадцать мгновений украинской осени и зимы по своим полочкам. Буквально на следующий день после решения Верховного Суда об отмене результатов сфальсифицированных выборов, когда Майдан покинули сотни тысяч людей, издательство «Кальвария» устроило в УНИАНе встречу журналистов с писателями и социологами, которые пытались определить роль смеха в «оранжевой революции». На этих кальварийских «посыденьках» наряду с точными наблюдениями и оценками звучали и откровенные глупости. Типа того, что нет души и нет Бога (дожились, что у нас, как в описанной Булгаковым Москве двадцатых годов, «чего ни хватишься, ничего нет»), а раз нет никакой метафизики, никакой мистики, значит, у народа не может быть наделенных высшей волей и миссией проводников и президентов. Между тем сакрализация власти, как это ни обидно осознавать полагающимся только на собственный разум людям, является необходимым условием установления уважительных отношений с этой самой властью, условием делегирования этой власти многих прав и полномочий. Другое дело, что наша власть пока что недостойна сакрализации. Как раз против такой обманувшей наши ожидания власти и восстал Майдан.
Собравшиеся в УНИАНе так и не указали на истинную причину той духовной силы, которую обрели на киевских улицах сотни тысяч людей. Была высказана мысль, что причиной царящей на Майдане радости, чистоты и свободы стал смех в адрес тех, кого когда-то боялись. Но мы смеялись, разражались саркастическими репликами, рассказывали анекдоты о власти предержащих и раньше. Однако никаких ощутимых метаморфоз в нашем сознании от этого не происходило. Силу, веру, чистоту, бьющую через край энергию, ощущение неведомой ранее эйфории, которой люди заражались на Майдане, принесли солидарность и дух служения общему делу, жертвенность и бескорыстие, которых мы сами от себя не ожидали. Тем более не ожидали от нас этих качеств те, кто предсказывал, что через два-три дня мороз и усталость разгонят людей по домам.
Такую реакцию народа не могли просчитать никакие политтехнологи, не ведающие о существовании тонких субстанций. «Оранжевая революция» вышла далеко за пределы политики, она проявила те сакральные истины бытия, изложенные в священных книгах разных народов мира, к которым у нас, положим руку на сердце, нет доверия. В лучшем случае мы воспринимаем писания как остроумные проявления литературного таланта неких чудаков, уверовавших в то, чего никто не видел и не щупал. Теперь пощупали. Оказалось, что невидимое сознание определяет видимое бытие, а не наоборот. Что заповеди возлюбить ближнего, служения другим — не просто слова, не популистские лозунги, а научные формулы духовной силы, секреты человеческого счастья.
Оказалось, что принцип жертвенности и милосердия, который должен быть положен в основу жизни всякого цивилизованного общества, способен очень быстро организовать эффективную социальную структуру. Ввергнутые в нищету, перманентно опасающиеся, что им не хватит чего-то крайне необходимого для жизни украинцы, которых корили за философию «моя хата скраю», вышли на улицы, чтобы раздать нуждающимся еду, одежду, медикаменты, чтобы отдать своему ближнему свое время, свои руки, свою заботу. Оказалось, что у нас все будет, надо только избавиться от жадности. Народ, гражданское общество начали формироваться в тот момент, когда люди взяли на себя ответственность и начали отдавать, а не брать или ждать, что тебе что-то дадут. Желание только лишь получать, ни за что не отвечая, свойственно детям и инфантильным, так и не повзрослевшим личностям и народам.
РОЛИ И МАСКИ
Собравшихся на Майдане невозможно было «подолати» не только благодаря тому, что «нас багато», а потому, что мы разрушили принцип, при помощи которого всякий лживый, неправедный правитель держит людей в рабстве: разделяй и властвуй. Доселе разделенный на бедных и богатых, украинцев и русских, татар и евреев, «схiднякiв» и «западенцiв» народ объединился, принеся свои социальные роли и маски в жертву высшей цели — установлению попранной Правды и Справедливости. Тысячи привезенных из восточных областей сторонников кандидата от власти были не в состоянии противостоять «оранжевым», ибо они не могли противопоставить им ничего, кроме грубой силы, к счастью, так и не примененной. Под бело-синими флагами по киевским улицам в основном ходили или же люди, насильно посаженные в поезда и автобусы, или же купленные за водку и сотню-вторую гривень наемники, энтузиазм которых закончился вместе с брошенными им подачками. По большому счету, в том, что супруга премьера поведала всему миру миф об американских валенках и наколотых апельсинах, смешного мало. Эта бедная женщина была искренней в своей убежденности, что всех подкупили и одурманили наркотиками. Она, по-видимому, напрочь исключала возможность бескорыстных движений души...
Нынешний конфликт сторонников кандидатов в президенты имеет много уровней. В схватке на воздвигнутых ЦИК баррикадах сошлись ложь и правда, насилие и свобода, демократия и тоталитаризм, циники и романтики. Цинизм лишь на первый взгляд кажется сильным и неуязвимым. Возникая как следствие утраченной, выжженной веры, а значит, будучи синонимом пустоты, цинизм никогда не может победить веру, делающую человека бесстрашным и неуязвимым. И путешествующий на Афон «донецкий Колумб», как называют кандидата от власти в агитационной брошюрке, если бы он действительно являлся последователем Христа, должен был бы об этом знать.
Отсутствие культуры у части нашего политического истеблишмента сегодня уже никого не удивляет. Удивляет, что у нас до сих пор находятся миллионы людей, которых это не смущает. Неужели отсутствие в Украине долгосрочной программы по развитию культуры — не прискорбное недоразумение, не недосмотр «партии и правительства», а сознательно избранная политика? Ибо у приобщившегося к мировой культуре человека вырабатывается аллергия на грубость, хамство, ложь; культурный, образованный человек обладает способностью отличать правду от лжи, хорошее и полезное от дурного и вредного. Для того, чтобы называть Ющенко фашистом, надо или просто не понимать, что означает слово «фашист», или в результате как шантажа и запугивания, так и отсутствия информации о реальном положении вещей, находиться в совершенно одурманенном состоянии.
Противостояние правды и лжи, света и тьмы является главной, отраженной в мировой культуре, трагической коллизией человеческой жизни. Великий театральный режиссер Анатолий Эфрос, ставя в середине семидесятых годов Отелло, пытался разгадать, почему мавр верит лживому, подлому Яго, а не верной, любящей его Дездемоне. Почему он не видит, что ее глаза честнее, нежели глаза завидующего ему Яго? Эфрос нашел ответ: Отелло стал слепым к правде и лжи, попав в сети обмана и интриг Яго. Внушения некоторых СМИ и раскрученная российскими политтехнологами предвыборная интрига сделали слепыми миллионы наших сограждан. Конечно же, мы должны уважать их право сделать свой выбор. Но весь фокус в том, что выбор может делать только свободный, то есть способный видеть, слышать и оценивать реальность, человек. Те, кто такую способность утратил, выбирать не могут, их удел — слепо следовать за теми, кто давно украл их свободу.
P.S. Конечно же, мне не удалось в газетной статье изложить все мысли, рожденные в процессе революции. Но о чем еще хотелось бы сказать, так это о том, что оранжевый цвет ко многому обязывает. Я далек от того, чтобы идеализировать окружение Виктора Ющенко, самая большая головная боль у него начнется, когда он выиграет выборы, и его соратники займутся воплощением в жизнь своих корпоративных интересов. Хотелось бы, чтобы Виктор Андреевич помнил, что оранжевый, помимо тех качеств, которые обнаруживают в нем современные психологи (теплота, энергия объединения) несет в себе не нами придуманные качества и значения. В шафрановые одежды испокон веков облачаются на Востоке монахи, ибо оранжевый цвет символизирует отречение от материального. В нем заключена энергия огня, сжигающего материальные привязанности, энергия восходящего солнца, знаменующего начало новой, духовной жизни. И нет большего греха, чем разрушить веру поверивших тебе людей...