Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Найти свой народ

16 декабря, 2004 - 19:17

Еще в прошлом году два моих друга из Польши — Артур Вронский и Антоний Пильх — имели разные взгляды на перспективы развития украинского общества. Прошлогодняя осень именно запомнилась конфликтом между Украиной и Россией вокруг острова Тузла. «Ну, что? Будете воевать с россиянами?», — провокационно спросил меня Артур Вронский. «Будем, — шутя ответил я. — Еще и поляков позовем на помощь. Вы же наши стратегические партнеры». Но тот вынес приговор, мол, такова уж судьба, что украинцы должны быть подчинены Москве. Потом наедине я долго думал об этом симптоматическом взгляде со стороны. Неужели в глазах мирового сообщества мы выглядим такими раболепными, как писал Павло Тычина: «Немає бунту в нас — людина з глини. Регоче вітер з України...»?

Зато Антоний Пильх говорил с верой, что у Украины с такой богатой культурой великое назначение и ее место не иначе, как в Европе.

Когда-то в Киеве в Десятинной церкви был выложен мозаикой в виде круга омфалий (пуповина, в переводе с греческого языка). То есть в городах, которые считались эпицентром мира или культурно-историческим центром региона, создавали такой омфалий. В ХVI веке писатель Себастьян Кленович в «Роксоланії» писал: «Киев на Руси значит столько, сколько для всех христиан Рим древний когда-то». Все правители и священнослужители Руси завещали, чтобы их похоронили здесь. На икону Богородицы Печерской жертвовали деньги князья русские и литовские, цари московские и короли польские... Слово «киевский» употреблялось для определения кого-то или чего-то лучшего качества как в духовной, так и в светской жизни.

И не случайно, что «оранжевая революция» произошла в столице, центре украинской ментальности. В эти бурные дни звонил по телефону друзьям в Польшу и приглашал приехать на Майдан Незалежности, где они смогут по-настоящему узнать украинцев: гордых, свободолюбивых, толерантных... Еженощно на протяжении всех трех недель играл людям, которые стояли у Администрации Президента, Кабинета Министров... А они пели украинские народные, повстанческие песни, песни на слова Владимира Ивасюка, Дмитра Павлычко, Юрия Рыбчинского... И я спрашивал себя, стала ли «оранжевая революция» катализатором того, что украинцы почувствовали интерес к своей культуре? Думаю, люди давно хотели своего: музыки, песен, живописи, литературы... Хотя топ-менеджеры радио и телеканалов постоянно твердили, что показывают и крутят то, что всем нравится — шансон, попсу...

В конце 80-х — начале 90-х годов я вместе с многими другими в организациях Союз Украинской Молодежи, Пласт, «Щире братство» так воспитывали молодежь (потом она сделала «революцию на граните»), чтобы была не только политически, но и культурно информирована. Тогда ситуация с кобзарско-лирницкой традицией, фольклором выглядела совсем безнадежной. Немного лучше было положение с украинским роком. И все зависело от того, кто возьмется поднимать эти культурные пласты... За это взялись Тарас Петриненко, Эдуард Драч, Олег Скрипка, Мария Бурмака, из младших — Руслана, Александр Пономарев, «Мандри», «Океан Ельзи»...

На мой взгляд, не совсем верно говорить о революции без жертв. Люди жертвовали — здоровьем, иногда деньгами... Они, не побоявшись ни погоды, ни постоянных сообщений о силовом варианте со стороны власти, оставались на Майдане Незалежности или у Администрации Президента, Кабинета Министров... Имена многих из них нам неизвестны. Эти «пчелы», «муравьи» украинской революции и есть настоящие герои!

Мой коллега, музыкант из группы «Карпатиянs» Юрко Фединский из США признался, что долго искал свой народ и наконец нашел! Он вспоминал, как непросто было быть украинцем, когда не было страны, которую мог назвать своей Родиной. Как в первые годы независимости переживал, чтобы Украина утвердилась в мире. На мой взгляд, оранжевая революция была за то, чтобы наше государство стало европейской демократической страной, где каждый голос ее гражданина был уважаемым. «Это война за алтари и домашние очаги и нам некуда отступать», — как говорил Цицерон. Потому что мы уже столько раз проигрывали. Потерпели поражение в 1918-22 годах во времена провозглашения УНР, во время Второй мировой войны, в конце 50-х — начале 60-х годов в гражданской войне на Волыни и Галичине... Подавляющее большинство людей не были захвачены актуальностью и историчностью процесса провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года. На референдуме 1 декабря они проголосовали за Украину, надеясь, что будут жить лучше в такой богатой стране. И вот теперь почти каждый осознал, что он — гражданин. И нужно брать на себя ответственность за все, что происходит. Хорошо быть героем сегодня, когда ощущаешь много адреналина в обществе. Но надо быть достойным гражданином Украины всегда. А это более сложно...

P.S. Несколько моих польских друзей приезжают как международные наблюдатели на переголосование 26 декабря.

Тарас КОМПАНИЧЕНКО, кобзарь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ