Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыка Майдана

Культурный итог революции — победа украинской песни
15 декабря, 2004 - 20:32
...ФОМА / МАЙДАН ПОЕТ ГИМН УКРАИНЫ ГОЛОСА «ОРАНЖЕВОЙ РЕВОЛЮЦИИ». СВЯТОСЛАВ ВАКАРЧУК... ...МАРИЯ БУРМАКА...

Можно верить или не верить политикам, политтехнологам, журналистам, но нельзя не поверить народу — сотням тысяч людей, которые собрались в сердце столицы, чтобы отстоять свое право выбора. Фантастический семнадцатидневный митинговый марафон на Майдане был весь пронизан музыкой. Множество певцов и музыкантов согревали, подбадривали, а иногда и «заводили» огромное количество людей, чтобы тот первомайский революционный тонус не снижался, не растворялся в пассивном ожидании решения конфликта на высших этажах власти. Если вы находились в самой гуще майданного народа, то, наверное, ощущали волны естественного адреналинового вихря — ведь интуитивное чувство опасности, несмотря на оптимизм многочисленных ораторов от оппозиции, не покидало души людей. Можно сказать, что коллективная душа Майдана (а это, фактически, вся страна) закалилась и укрепилась в монолит за считанные недели. Именно в этом и заключается чудо. То, чего не случилось в течение тринадцати лет, произошло на наших глазах за семнадцать дней. И стержнем этого процесса стало самое эмоциональное из всех искусств — музыка.

Сегодня сразу несколько аудиокомпаний готовят несколько альбомов. Эти сборники условно можно назвать «Песнями «оранжевой революции». Стоит заметить, что начиная с 22 ноября главной сценой страны стал именно Майдан, а вовсе не респектабельный Дворец «Украина», в котором один за другим отменялись несколько гастрольных концертов российских эстрадных звезд. Что касается потока музыки, которая непрерывно лилась со сцены Майдана, ее можно разделить на несколько видов: а) революционные слоганы; б) «оранжевые» частушки; в) гимны; г) песни протеста; д) универсальная лирика. А вот по форме весь марафон представляет собой симбиоз политического митинга и рок-фестиваля. Правда, музыкально-политический формат действия выкристаллизовывался в течение 140 дней избирательной гонки, когда «ВВ» во главе с Олегом Скрипкой, Святослав Вакарчук со своим «Океаном Эльзы», «Мандры», Тарас Чубай из «Плача Еремии», Александр Пономарев, Оксана Билозир, Мария Бурмака и Тарас Петриненко безошибочно отыскали именно те звуки, именно те слова вместе с формой «мессиджа», которые наиболее эффективно «цепляют за живое». Также к авангарду ющенковской команды, еще активнее влиявшему на молодежную часть будущих избирателей следует причислить «Танок На Майдані Конго», «Тартак», «Гайдамаков» и «Нумер 482». Это именно они высекали искру драйва из любой «неподъемной» ситуации. Однако ряд предварительно спланированных и проведенных концертов в течение туров — это одно, а стихия майданных действ, когда каждый следующий день мог стать последним — это совсем другое. Вся команда творческого агентства «Арт-Велес» и компании «Комора» работали на грани полного физического истощения, но — «Show Must Go On», как пел когда-то Фредди Меркюри. И был прав.

Тем временем котел Майдана бурлил, переплавляя горячую текущую информацию в свой собственный оранжевый фольклор. Постоянно действующий генератор новых идей составили обитатели палаточного городка — этот оранжевый интернационал собрал людей из всех без исключения регионов Украины. Думаю, что вскоре, кроме дисков, появятся книги и альбомы, которые раскроют феномен нашей самой миролюбивой революции. Стоит заметить, что в Киев на Майдан съехалось очень много музыкантов, групп и даже оркестров, которые хотели только одного — выйти на сцену и поддержать громаду. Подавляющему большинству из них было отказано. Однако и тут Майдан отреагировал адекватно — возникла целая сеть альтернативных маленьких сцен, каждая из которых мгновенно собирала своих благодарных поклонников. Именно на этих сценах играли молодые команды — пусть без всяких имен и титулов — но не менее страстно, чем другие — те, что с титулами. Особой изюминкой Майдана стали «Барабанщики революции» — абсолютно стихийное явление, возникшее около помпезного дома Кабмина. Трудно сейчас выяснить кому принадлежала идея использовать пустые бочки, оставленные по себе на склонах Мариинского парка донецкими «бело-голубыми». Одним словом — бочки превратились в ударные инструменты, арматура от палаток заменила барабанные палочки. И понеслось! Эдакий народный трибунал революционных барабанщиков, который осуществлял психическую атаку на должностных лиц, которые никак не хотели освобождать помещение.

«Оранжевая революция» вынесла на поверхность многих молодых музыкантов, которые очень быстро смогли сыграть и записать несколько песен, которые сразу подхватили сотни тысяч митингующих забастовщиков на всех площадях страны. В частности, это знаменитая уже «Разом нас багато, нас не подолати», принадлежащая Ивано- Франковской группе «Гринджоли», которая всегда играла симпатичный и мелодичный реггей с украинскими текстами. Песню «Пробивайся» сделала задолго до ноябрьских событий киевская группа формация «De Шифер», а песню «Пора!» на стихи Владимира Цыбулько записала львовская «Пикардийская терция». Многие свои песни повынимали из архивов и Тарас Петриненко, Мария Бурмака, «Кому вниз». Последние сыграли свой лучший древний хит «Субботов», с которым в свое время победили на «Червоной Руте-89» в Черновцах. Дорогого стоит и Гимн Украины, душевно исполненный Александром Пономаревым. Кстати: свой последний видеоклип победительница «Евровидения-2004» Руслана снимала непосредственно в гуще оранжевого люда при участии уже упоминавшихся «барабанщиков».

Задолго до вышеописанных событий «Арт-Велес» анонсировал проведение «Рок-Экзистенции» — традиционного рок-фестиваля, который уже имеет и свою историю, сторонников и является любимым детищем Тараса Грималюка — продюсера этого творческого агентства. В последние годы фестиваль проходил в Культурном центре КПИ. И вот теперь «Рок-Экзистенция» стартовала на Майдане, в результате чего предварительно отобранный «молодняк» засветился перед всем народом. «Інкунабула», «Далі», «Ті, що падають вгору», «Мандариновий рай» и «Гуцул Каліпсо» могли только мечтать о таком бешеном дебюте. Парад дебютантов завершил «Плач Еремии», завершил золотыми хитами и совсем новыми песнями.

Интересная деталь: параллельно во Дворце спорта проходила запись каналом «1+1» Новогодней программы «Праздничные каникулы» с участием Ирины Билык, Андрея Данилко, Софии Ротару, Валерия Леонтьева, Таисии Повалий. Вряд ли в смонтированной версии останется один красноречивый эпизод, когда во время выступления народной артистки Таисии зал отреагировал не очень хорошо, чем, наверное, испортил настроение не только нашей звезде, но и присутствующим там Ирине Билык и Ротару. Что ж, народ, который вышел на Майдан, уже не обманешь… И было бы хорошо, если бы наши «заслуженные» вместе с «народными» артистами как можно скорее это поняли.

КСТАТИ

На аудиорынках Украины уже вышел альбом «Помаранчеві пісні». В него вошли музыкальные произведения, которые звучали на Майдане Незалежности на протяжении 17 дней в Киеве. Альбом издали общими усилиями компаний Comp Music и Lavina Music. Кроме нашей страны, этот сборник будет издан в Германии, Голландии, Польше, Греции, Швейцарии, России, Прибалтике, Балканских странах, Чехии и Израиле. Вся прибыль, полученная от продажи этой компиляции, будет переведена на счет палаточного городка.

В альбом вошли 12 популярных композиций: «Океана Ельзи», ВВ, Тараса Петриненко, Александра Пономарева, Русланы Лыжичко, «Гайдамаків», «Мандрів», «Тартака», «Таліти Кум», ТНМК, Mad Heads и «Росави».

Лидер группы ВВ Олег Скрипка так прокомментировал выход альбома: «Оранжевая революция — полуполитическая и полупесенная. Киев продержался 17 дней с хорошей подачи музыкантов. Я считаю, что культурный итог «оранжевой революции» — победа украинской песни».

Певец Тарас Петриненко сказал: «На белом свете есть много народов, в жизни которых музыка и песня в частности играют огромную роль. По-видимому, целый мир связывает Украину с песней. То, что во время «оранжевой революции» украинская песня стала оружием, свидетельствует о восстании украинского народа из небытия». А Саша Положинский (Тартак) подчеркнул, что, по его мнению, «оранжевая революция» разбудила народ не только в политическом, но и в творческом смысле. «Ко мне ежедневно обращаются люди, которые приносят стихотворения, тексты песен, делают предложения совместных проектов. Замечательно, что одновременно рождается столько произведений, посвященных «оранжевой революции».

«Я горд тем, что живу в исторический момент возрождения украинской нации, — сказал Александр Пономарев. — Я горд тем, что живу в одной стране с мужественными людьми, благодаря которым создается новейшая история Украины».

Святослав Вакарчук («Океан Ельзи») считает: «Все, что ныне происходит, является предлогом для того, чтобы наша страна стала известной во всем мире как демократическое государство с народом, который отстаивает свое право быть свободным. Издание этого сборника в Европе актуально потому, что сейчас наблюдается повышенный интерес к Украине. И это не только политический интерес, но и заинтересованность культурой, традициями, людьми».

А Руслана Лыжичко призналась: «Я никогда раньше не представляла, как много у нас есть песен о свободе. Даже тексты многих своих песен теперь понимаю и пою по-другому. Я думаю, что после этих судьбоносных событий появится еще много прекрасных новых песен. И люди, которые родятся в Украине после этих событий, будут жить, надеюсь, прекрасно».

Инф. «Дня»

Александр ЕВТУШЕНКО. Фото Михаила МАРКИВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ