Будет ли назначенный на 26 декабря «третий тур» выборов президента Украины легитимным и результативным? Данный вопрос на сегодня волнует не только политиков, но и большинство украинских граждан. Ответ на него во многом зависит от высшего законодательного органа, от его способности в «пожарном» порядке обеспечить правовую базу «переголосования». Принятый в «пакете» с политреформой закон об особенностях применения закона о выборах президента при повторном голосовании 26 декабря 2004 года дал ответы на некоторые ключевые вопросы. Оставшиеся проблемы народные избранники решали вчера и, как считает председатель Центризбиркома Ярослав Давыдович, небезуспешно.
Так, парламенту удалось внести изменения в закон об особенностях применения закона о выборах президента при повторном голосовании 26 декабря 2004 года: депутаты согласились с предложением ЦИК, разрешив печатать бюллетени не только банкнотно- монетному двору Нацбанка, как предполагалось ранее, но и полиграфкомбинату «Украина». Это даст возможность, по мнению членов ЦИКа, напечатать необходимое количество бюллетеней в срок, позволяющий вовремя доставить их на избирательные участки. А раз так, то последние сомнения в том, что переголосование 2-го тура не будет сорвано, исчезли, заявил журналистам глава ЦИКа. Правда, при этом Я.Давыдович отметил, что самой большой проблемой для ЦИКа остается формирование территориальных и участковых избирательных комиссий. На сегодняшний день в ЦИК не подана ни одна кандидатура в избиркомы от кандидатов на пост президента, сообщил Я.Давыдович.
Закон о выборах президента Украины исключает возможность признания выборов в целом недействительными, хотя, как показали события после второго тура, при огромном количестве нарушений это все же возможно, — Верховным Судом был создан прецедент. В то же время закон допускает при значительном количестве нарушений признание недействительными выборов на отдельных участках. Очевидно, если таковых окажется слишком много, возможна отмена результатов и в масштабах всей страны. Правда, подобный вариант не считает вероятным практически никто из политиков и политологов.
Закон о президентских выборах также обозначает два варианта, при которых выборы могут быть признаны несостоявшимися. Первый — если оба кандидата наберут равное количество голосов. Вряд ли его стоит серьезно рассматривать, ибо вероятность подобного ничтожна. Более реальный вариант — если за 10 и менее дней до дня голосования один из кандидатов снимает свою кандидатуру, а оставшийся не набирает в свою поддержку более 50% пришедших на выборы избирателей. Поскольку противостояние между двумя кандидатами достаточно жесткое, в случае снятия одного из них его сторонники вполне могут не прийти на выборы или проголосовать против.
Еще одна проблема неожиданно возникла через несколько часов после одобрения парламентом изменений в избирательный закон, позволяющих печатать бюллетени двум, а не одному предприятию. Президент Украины Леонид Кучма заявил, что подпишет закон только в стенах своей Администрации, и только после того, как она будет разблокирована. Не все же, дескать, оппозиции предъявлять ультиматумы...
Большинство политиков, с которыми вчера в парламенте говорил корреспондент «Дня», убеждены, что выборы не будут сорваны. Вариант со снятием кого-то с дистанции рассматривается как маловероятный, ибо оба кандидата заявляют о готовности бороться до конца. Правда, все согласны с тем, что определенные риски все равно присутствуют. По мнению представителя лагеря власти, депутата из фракции СДПУ(О) Игоря Шурмы, главным фактором риска для голосования 26 декабря являются внесенные парламентом в избирательный закон 8 декабря правки, коими многие категории населения были, по мнению депутата, фактически отстранены от участия в выборах. А это снижает степень легитимности волеизъявления народа, считает Игорь Шурма. По мнению же оппозиционера, представителя фракции БЮТ Андрея Шкиля, фактором риска является перспектива массовых волнений в восточных регионах страны в случае победы кандидата Виктора Ющенко, которые могут быть спровоцированы при поддержке симпатизирующей Януковичу официальной России.