Как известно, проект бюджета на 2005 год отличался огромным количеством предложенных поправок. Всего от депутатских фракций и групп, отдельных народных избранников, представителей Нацбанка и других субъектов законодательной инициативы их поступило около трех тысяч. Среди них есть ряд предложений, направленных на урегулирование вопросов по государственному долгу Украины и механизмов его погашения. Наиболее рациональные связаны с необходимостью принятия соответствующего закона, подготовленного подкомитетом ВР по вопросам государственного долга, заимствований и инвестиций, который возглавляет наш собеседник — народный депутат Украины Владимир МАЙСТРЫШИН.
— Какова сегодня ситуация с государственным долгом?
— Сумма долга превышает млрд. Ближайшие три года будут пиковыми по нагрузке на государственный бюджет через долговые выплаты. После дефолта 1999 года и реструктуризации в 2000-м мы получили отсрочку и до 2003-го рассчитывались только за проценты. Сегодня разработаны реальные механизмы минимизации расходов, которые очень необходимы во время дальнейших массовых выплат.
— Можно ли сказать, что в свое время были сделаны займы, которые теперь нельзя погасить?
— Нет, наоборот, мы скрупулезно по ним рассчитываемся, понятие «невыплаты» долга для Украины вообще не существует. Мировое экономическое сообщество постоянно повышает наш рейтинг как страны-заемщика. Теперь мы уже имеем плюс две позиции и почти сравнялись с Великобританией. Чем выше рейтинг, тем меньшие проценты будут устанавливаться на новые кредиты. В то же время нас всегда заботила только своевременность выплат, а над тем, как их можно уменьшить, не задумывались. Вот куда должна быть направлена наша работа, последствия которой могут реально дать казне десятки, а то и сотни миллионов гривен. Большим является не долг, а расходы, которые на него приходятся. Так, в Соединенных Штатах размер займов составляет 80% от внутреннего валового продукта, у нас — 20% и меньше. Но в Америке расходы на долг нормированы законом и не могут превышать 10%, а в Украине они, в среднем, составляют 20%, и нужно срочно законодательно урегулировать постепенное уменьшение норматива расходов, связанных с долгом. Так, чтобы заставить правительство работать над улучшением структуры долга, для избежания пика долговых нагрузок.
— Почему же в Украине отсутствует соответствующая законодательная база?
— Проект закона «О государственном долге Украины» находится в аппарате Верховной Рады уже больше года. К сожалению, депутатам теперь не до этого. Но без его принятия введение любых новаций лишено смысла. Прежде всего необходимо выписать механизм удешевления расходов, который является очень простым: предоставление правительству возможности досрочного погашения долгов.
Конкретные предложения я сформулировал в письме к председателю Верховной Рады Украины. Владимир Литвин со своей стороны одобрил предложенные инициативы и поручил ответственным лицам ускорить внесение этих вопросов на рассмотрение депутатам. Также считаю целесообразным проведения парламентских слушаний по этому вопросу при участии ученых, экономистов, широкого круга экспертов.
— Когда можно ожидать рассмотрения этого законопроекта?
— Только после выборов, когда ситуация в сессионном зале стабилизируется.
— Но ведь подобный проект закона раньше уже был зарегистрирован...
— Тот законопроект предлагал закрепление практики работы с государственным долгом, которая существует на сегодняшний день. В отличие от него наш вариант более динамичный, предусматривает более широкий спектр применения финансовых инструментов. Он поддержан Минфином, Нацбанком и Счетной палатой.
— Почему расплачиваться «по счетам» предпринимателей часто приходится государству?
— Такая тенденция действительно существует. Сегодня «за того парня» из бюджета заплачено более 80% всех полученных под гарантии правительства заимствований, то есть каждую пятую гривню заемщики возвращали самостоятельно. Невыплаченные кредиты, в свое время взятые под гарантии правительства, составляют ,7 млрд., где 10% от общей суммы долга.
Стандартной является такая ситуация: на предприятие, у которого множество долгов, приходит новый инвестор. В соглашении пункт об их погашении прописан одним из первых, но инвестор взятые на себя обязательства выполнять не спешит. Поэтому государство, вместо того, чтобы самостоятельно рассчитываться с кредиторами, должно или настаивать на взыскании выплат, или ставить вопрос о национализации предприятия. В то же время для бизнесменов следует разработать гибкую систему рассрочек на постепенное осуществление выплат. То есть следует решать проблему с учетом интересов обеих сторон. Эта норма закладывается в закон о бюджете уже два года подряд.
— Кстати, в какой валюте проводятся расчеты?
— 11% наших отчислений привязаны к евро. Таким образом, одновременно с девальвацией доллара по отношению к этой валюте увеличивается и срок, необходимый на их погашение. Мировая практика подтверждает, что более выгодным является ориентир не на жесткую привязку к одной валюте, а к так называемой корзине валют или хотя бы двух основных валют — евро и доллара США.
— Сколько еще внешних заимствований Украине требуется?
— Существует ряд важных направлений, которые нуждаются в инвестициях, в первую очередь — коммунальная сфера, энергосбережение. Такие капиталовложения быстро окупаются, и мировые финансовые организации готовы нам помогать. Простой пример: вода, которую мы пьем, до сих пор хлорируется, в то время как во всем мире она проходит этапы озонирования. Для переоборудования системы водоочистки в отдельно взятом городе требуется не так уже и много — несколько сот тысяч гривен, но в бюджете средств на это не предусмотрено. «Вливание» со стороны следует направлять, в первую очередь, на обновление хозяйственного комплекса, перестройку объектов внутренней инфраструктуры. Методом факторного влияния легче решить глобальные проблемы на уровне целого государства: здравоохранение, энергетические затраты и тому подобное.