Мы часто сетуем на низкий уровень культуры общества. У нас накаляются нервы от потока нецензурной брани в общественных местах. Безвкусной «попсой» и «шансоном» щедро одаривают нас в «маршрутках» и магазинах. А нам остается лишь удивляться: откуда взялось это бескультурье? Где затерялась наша мораль? Вопросы риторические. И для того, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к ответам на эти вопросы, совершим небольшой экскурс в историю.
«Попса», нецензурная брань, «шансон» — проблемы из одной котомки. Они вытекают из деформации культурных ценностей. Можно долго и нудно спорить о том, какие из ценностей заслуживают называться нормой, а какие — нет. Чему доминировать в процессе их формирования и развития: культуре, религии или педагогике. Но могу с уверенностью сказать, что первичные культурные и общечеловеческие ценности формируются в семье. Именно семья закладывает ту базу, на основе которой индивид входит в социум. Багаж семейных практик обуславливает поведение индивида в обществе и в конце концов окончательно формирует его как личность.
В семье формируется такая важная характеристика личности, как самость. Она характеризуется тем, что человек начинает чувствовать себя личностью. Педагоги советуют при воспитании ребенка после 6 — 8 лет отказаться от физических наказаний. Это обуславливается тем, что физическая сила после наступления самости воспринимается агрессивно, с соответствующей реакцией. Ребенок уже в состоянии различать свое участие в различных малых группах (семья, детский сад, компания соседских детей и др). И именно с этого момента начинается новый этап в его воспитании. Ребенок продолжает бессознательно воспринимать как культурные, так и социально-информационные потоки информации, но уже сознательно — и в плоскости семьи, и в плоскости социума. И что же на этом этапе ему дает современная среднестатистическая украинская семья? К сожалению, немного...
На то, как всегда, есть объективные причины. ХХ век окончательно развенчал патриархальные ценности. Научно-техническая революция спровоцировала целый ворох локальных социальных революций. Зигмунд Фрейд и Жан Бодрияр рассматривали мужское либидо как семейное и общественное первоначало. Женщина же не в состоянии полностью компенсировать потерю патриархальной системы ценностей. Данная модификация семейных ценностей особенно проявилась в Западной Европе и, частично, в Северной Америке. В наиболее консервативных странах западной цивилизации (Великобритания и США) патриархальные ценности модифицировались в форму неоконсерватизма. В США американцы, голосовавшие за Джорджа Буша, скорее отдали свои голоса не за ценности общества с большими демократическими традициями, а под воздействием коллективного бессознательного выразили мнение тех переселенцев из Европы, которые стали основой американской патриархальной системы, ставшей базисом для развития той самой демократии. Европа же до сих пор в поиске, и лишь странам Скандинавского полуострова на основе матриархата и либерализма удалось добиться положительных результатов в создании современного идеала социально-справедливого общества. А вот патриархальные ценности чувствуют себя комфортней в странах «азиатского тигра». А что же Украина?
Украина и Россия издревле придерживались патриархата и даже модифицировали его в домострой. Несмотря на отсталость, тенденции к свержению патриархальности проникли и к нам. Только они пережили дивную форму мутации. Ее мы привыкли связывать с последствиями двух мировых войн, после которых появилось понятие безотцовщины, что уже по определению подрывает основы патриархата. Отцовские функции постаралось взять на себя государство. Но вспомним постулат Фрейда о том, что отношение мальчика к отцу проецируется и на его отношение к государству. Данная же подмена понятий губительна вдвойне. Ведь если у ребенка нет отца, то он должен ориентироваться на те ценности, которые может дать ему мать. Если же ребенок не сможет их передать своим детям, то история дает шанс коллективному бессознательному восполнить этот пробел. В случае с государством мы искореняем мужское начало и формируем стойкую антипатию к нему на протяжении нескольких последующих поколений. Данный фактор стал одним из определяющих в процессе распространения мужской инфантильности. Женский динамизм и нарастающий уровень кризиса мужского начала на просторах СНГ лишь постфактум вышеперечисленного.
Сегодня перед нами стоит очередная дилемма. Какую же все-таки модель развития семьи выбрать? Данная позиция очень актуальна, так как несмотря на всеобщие рассуждения о «ячейке» общества, семья и сопутствующие ей ценности оказались на задворках общественной жизни. И нам предстоит заново осознать ее значимость и сформировать свое отношение к ней. Семья — последний оплот в борьбе с глобализацией, СПИДом, терроризмом. Семья есть универсальный ключ различных культур и религий. И мы не имеем права его сдавать без боя... Дальше лишь матрица общества и социальный генофонд человечества.