Неожиданный и мгновенный переход граждан патерналистского государства из «царства необходимости» в «царство свободы», предсказанный когда-то Ф. Энгельсом, правда, не для этого случая, похоронил в сознании граждан даже упрощенное понимание чести и совести, морали и здравого смысла, не говоря уже о насущной обязанности думать хоть немного о благе общества и его завтрашнем дне. Обязанность эта, конечно, скучная, но совершенно необходимая для нормального сообщества. Это породило представление о свободе как о праве на неудержимое стремление обогатиться всеми доступными, дозволенными и недозволенными средствами и методами. Радикальные арифметические действия «отнять» и «разделить», которыми пользовались большевики на заре советской власти в своих взаимоотношениях с имущими сословиями, перенесены теперь на природу, т.к. у полунищего населения взять уже нечего.
В Киеве эта часть арифметики решает судьбу его былой и заслуженной славы — зеленого убранства. Вспомним, что еще сорок лет тому назад город имел курортный статус. Умопомрачительные (у меня нет никакого желания вдаваться в вопрос обоснованности их) цены на квартиры в старой части Киева и напор, с которым решается строительство этих квартир, заставляют думать, что создана хорошо работающая система, объединяющая строителей, заказчиков и структуры, разрешающие вести строительство в исторической части города на сохранившихся еще зеленых островках. Именно они вызывают мое обывательское беспокойство и заставляют бить в колокола.
Беглый взгляд на газетную информацию позволяет определить, что стоимость квадратного метра жилой площади возводимых небоскребов намного превосходит стоимость того же квадратного метра заморских вилл с их вертолетными площадками, роскошными бассейнами, многочисленными спальнями и ванными комнатами, собственными пляжами.
Сон разума порождает чудовищ. И эти чудовища в виде исполинских монстров пожирают с невероятной быстротой киевские ландшафты и сложившееся веками лицо города. Они громоздятся на свободных от асфальта площадках, превращая Липки в жилмассив «Киевские Черемушки». Они пошли на штурм Черепановой горы от улицы Барбюса до спортсооружений Олимпийского стадиона, заняли своими серыми конструкциями спортивный комплекс на ул. Щорса, примостились у стен костела св. Николая, краны уже влезли на улицы Лабораторную, Барбюса и Предславинскую, где снесено полсотни деревьев, окружавших старинный особнячок. Кому-то захотелось снести его и воздвигнуть еще одного монстра. Небольшой зеленый квадрат между зданиями на Предславинской и Барбюса тоже кому- то понравился. Здесь уже не гуляют с колясочками мамы, т.к. этот сад с фруктовыми и декоративными деревьями уже освобожден от павильонов, защищавших от солнца и дождя прежних обитателей трех дошкольных учреждений, окружавших его с трех сторон, а периметр этого сада обследован разведывательными скважинами под будущий фундамент.
Над Печерском видны шестнадцать кранов, усердно изготавливающих чудовищных монстров во исполнение идеологии превращения Киева в «европейскую столицу»...
Разум еще спит. И можно успеть соорудить жилые монументы по бокам Дворца «Украина», в сквере на Красноармейской между улицами Ковпака и Тверской, в «Полицейском садике». Можно для удобства «слуг народа» построить пару небоскребов в Мариинском саду и превратить бульвар Шевченко в среднеамериканскую автостраду. Превратить Контрактовую площадь в копию Майдана Незалежности, а на Европейской поставить комплекс кафе-шантанов. Можно на склонах Днепра разместить «украинский Лас-Вегас»...
Но что будет, если в один прекрасный момент разум проснется? С кого потом спросить за уничтожение Киева?
А пока — жилые Вавилонские башни изгоняют с земли на асфальт детишек с мамами и пенсионеров, а автомобили вытесняют пешеходов с тротуаров на проезжую часть улицы. Неисповедимы пути градостроительства!