Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зачем люди идут в монастырь

11 ноября, 2004 - 19:02

На днях в киевском Доме кинематографистов состоялась премьера фильма режиссера Ольги Леонтенко «Путь монаха», второго из дилогии «Печерская обитель». Этот фильм был создан студией Киево-Печерской лавры (УПЦ). Как отметил на состоявшейся перед премьерой пресс- конференции один из авторов сценария иеромонах Лонгин (Чернуха), если первый фильм дилогии — «Жизнь монастыря» — был, в основном, посвящен внешней жизни монастыря и рассказывал о том, что запечатлено в истории, о чем могут рассказать экскурсоводы, то тема второго гораздо глубже — жизнь насельников монастыря, их внутреннее становление.

Как справедливо заметила Ольга Леонтенко, в нашем обществе у многих — очень слабое представление о жизни монастыря; для светских людей монастырь — просто параллельный мир, а его насельники — чуть ли не «инопланетяне». По словам режиссера, «зачастую бытует мнение, что в монастырь приходят люди, которые не смогли себя реализовать в нашем мире, но это совсем не так». Действительно, один из героев фильма до того как прийти в монастырь, занимался автоспортом, другой оставил в прошлом загранкомандировки, институт иностранных языков и весьма успешный бизнес. Как отметил в фильме иеромонах Нестор, «если человек будет искать в монастыре убежище от проблем, он может обрести еще больше проблем, именно духовных, здесь от себя никуда не убежишь». Фильм позволяет понять, что монашество — это действительно призвание, путь, предназначенный Богом, и рассказывает о том, какими разными путями люди могут приходить к осознанию этого призвания.

Отдельного упоминания заслуживает текст к фильму, который озвучил народный артист Украины Лесь Сердюк. По его собственному признанию, он с радостью принял участие в работе над фильмом, отчасти и потому, что Ольга Леонтенко — его бывшая студентка. Еще одной, очень серьезной задачей в работе над фильмом было, по словам иеромонаха Лонгина, музыкальное сопровождение. Если в первом фильме дилогии для создания необходимой атмосферы были использованы фрагменты классических произведений и записи духовных песнопений, то при создании второго фильма поступили несколько иначе. Здесь тоже используется классика, но, кроме того, и лаврские духовные песнопения, которые исполнил на фортепиано дьякон Димитрий Болгарский. Здесь, отметил иеромонах Лонгин, исполнителю пришлось немало потрудиться, поскольку духовные песнопения наиграть так, чтобы они не потеряли свою форму и силу, достаточно сложно.

На вопрос корреспондента «Дня», не предлагался ли фильм для показа украинским телекомпаниям, Ольга Леонтенко ответила, что поскольку студия Киево-Печерской лавры больше сосредоточена на производстве фильмов, права показа на ТВ переданы студии «Телекон», которая и собирается заняться продвижением фильма на телеканалы. В первую очередь, речь идет о региональных телекомпаниях; возможно, фильмом заинтересуются и российские телеканалы.

Премьера прошла с аншлагом: некоторым зрителям даже не хватило мест. Среди присутствовавших на премьере была и народная артистка России Екатерина ВАСИЛЬЕВА, приехавшая в Киев на съемки. Корреспондент «Дня» попросил ее поделиться своими впечатлениями от фильма «Путь монаха»:

— Я видела довольно много картин похожей тематики (мой брат Антон Сергеевич Васильев снимал православные документальные фильмы; кроме того, я участвовала в работе Международного кинофорума «Золотой витязь»). Но картина «Путь монаха» меня растрогала до глубины души тем, что она очень простая, в ней никакого назидания. Режиссер упоминала, что к созданию фильма шли шесть лет, — может быть, именно для того, чтобы прийти к этой простоте. Этот совершенно незатейливый рассказ о каких-то очень простых, казалось бы, вещах, очень простым языком, с большим доверием к тем людям, которые будут это смотреть и слушать, конечно, удивителен. И, слушая монахов, как будто с детьми общаешься, поэтому и вера абсолютная в их такие простые истории. И лица, конечно, — просто необыкновенные, светящиеся, радостные. Я знаю, что истинно верующие люди — всегда очень радостные, у них лучистые глаза, и каждый лик остался в памяти. И весь изобразительный ряд — тоже без излишеств. Очень простой, казалось бы, киноязык, и в то же время все так достойно, душевно, иногда даже с юмором. При этом — ни одного глубокомысленного богословского рассуждения, которое было бы непонятно для широкой аудитории. Действительно, очень многие задаются вопросами, кто такие монахи, зачем люди идут в монастырь, что они там делают. И этот фильм дает ответы на эти вопросы, и поэтому, мне кажется, очень нужен и полезен. Я просто счастлива, что его посмотрела.

Михаил МАЗУРИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ