Первого ноября 1944 года Митрополит Андрей Шептицкий ушел в вечность. Пятого ноября прошли похороны. Старенькие фото тех времен сложно напечатать в газете, — стерты временем — однако для тех, кто держал их в руках, однозначно понятно — этот день стал для Галичины своеобразной демонстрацией народной сплоченности и преданности церкви. Еще живы люди, которые в тот осенний день вышли на улицы и прошли по всему городу, при этом хорошо понимая, что подвергают себя опасности. Однако по-другому поступить не могли, — Шептицкого еще при жизни почитали святым и проявление единодушия в этом смысле было поразительным.
Прошло 60 лет, многое изменилось. Есть независимая Украина, но борьба за собственную душу продолжается, причем не с меньшим, а может и с большим накалом. И потому ныне, когда цинизма в головах больше, а доверия в сердцах слишком мало, нужно громче говорить о таких личностях, как Шептицкий. Да, дискутировать, да, приводить новые факты в защиту своего мнения, высказываться самому и давать возможность высказаться другим, то есть — искать Истину.
В этих поисках одним из самых авторитетных (пусть простят мне все прочие историки и богословы) будет мнение удивительно интересной женщины, посвятившей себя Шептицкому, а именно заведующей сектором религиеведения центрального государственного исторического архива Украины в городе Львове Оксаной ГАЙОВОЙ . Все приведенные дальше факты, даты, события, имена собственные — это в значительной степени итог кропотливых исследований пани Оксаны, за что ей самая искренняя благодарность.
Итак, 29 июля 1865 года в селе Прилбычи на Яворовщине в семье графа Ивана Шептицкого родился третий ребенок, получивший при крещении имена Роман-Мария- Александр. Это был будущий Митрополит Андрей Шептицкий — один из самых выдающихся личностей Вселенской церкви ХХ века.
Шептицкие принадлежали к древнему украинскому роду, упоминания о котором уходят корнями в ХIII век. Семеро сыновей было в семье графа Ивана и графини Софии. Первый сын Стефан умер в возрасте двух лет. Второй, Юрий, покинул мир в возрасте 17 лет. Вообще, прежде чем говорить о Митрополите Андрее, следует сказать об его маме, графине Софии, дочери известного драматурга Александра Фредра. В этом году, 17-го апреля, мы отмечали 100 лет со дня ее смерти. Прежде всего это была мама Слуги Божьего Митрополита Андрея, мама блаженного Климентия, Казимира при крещении, который умер, не предав свою церковь, во Владимирской тюрьме в мае 1951 года; мама расстрелянного большевиками вместе с женой Ядвигой в сентябре 1939-го Леона Шептицкого. Это была мама убитого немцами в 1941 году Александра Шептицкого. Это была женщина, которая родила семерых детей, и у всех них была трагическая жизнь. Трагическая и величественная. О ней можно и стоит писать отдельное произведение, причем с огромным пиететом.
Митрополит Андрей формировался в глубоко духовной и интеллектуальной семье. В первую очередь ощущалось влияние матери, которая воспитывала его в атмосфере религиозности. Под влиянием отца он осознал принадлежность к украинскому роду. Неоднократно посещал с графом Иваном Унивский монастырь, где была Митрополия Киево- Галицких митрополитов и где хранились портреты его предков Атаназия и Льва Шептицких. При Атаназии началось строительство собора святого Юра во Львове, а при Льве завершилось.
В 23 года закончил университет со степенью «доктор права», оставил мирское и как монах Василианин стал на службу Богу. На 34-м году жизни был возведен в сан епископа Станиславского, а полтора года спустя стал Митрополитом Галицким, Архиепископом Львовским и епископом Каменец-Подольским. 45 лет Митрополит Андрей руководил украинской Католической церковью, развивал, скреплял и углублял религиозную жизнь народа.
Однако его деятельность выходила далеко за рамки церкви. В частности хорошо известно, что для Национального музея во Львове Шептицкий специально приобрел дом, стал основателем музея. О нем можно говорить как о пастыре, церковном деятеле, но так же как о меценате, опекуне украинской культуры, науки, образования. Не забывал он и о социальной защите. Семье Шептицких принадлежали села Прилбычи, Девятники, несколько домов в самом Львове. Эти дома Митрополит отдавал под сиротские приюты. Он создал, например, консультацию для матерей, — если у женщины была сложная жизненная ситуация, она могла прийти в этот дом с детьми. Кстати, рядом с консультацией начала деятельность первая украинская школа, также созданная благодаря Митрополиту Андрею Шептицкому. Самая главная задача, которую ставил перед монашескими орденами, — это необходимость при каждом монастыре организовывать сиротский приют, как тогда называли, «захоронок» для детей. Сестры должны были заботиться о детях, не имевших родителей.
Стоит напомнить, что на время жизни Митрополита Андрея пришлись две мировые войны, и было очень много сирот. В 1918 году был создан крупнейший сиротский приют, которому позже присвоили имя Андрея Шептицкого.
Сам Митрополит пишет в 1922 году его святейшеству: «Четыре войны, через которые мы прошли, опустошили всю нашу провинцию. С 1914 года не было ни одного года, чтобы какая-то армия не проходила по нашей земле, и каждый раз край подвергался новым опустошениям. Во многих местностях целые села живут в окопах, брошенных солдатами. С тех пор как солдаты ушли, не было ни одной попытки починить жилье. Около 30 тысяч семей не имеют других домов. Линии окопов такие плотные, что невозможно обрабатывать поле. Я знаю село, в котором 18 километров окопов. Антисанитария окопной жизни приводит к заразным болезням, особенно брюшному тифу. Смертность среди детей достигает 50 процентов, и есть десятки тысяч сирот, за которыми некому присматривать. Мы создали 20 сиротских приютов, но довольно трудно дать детям даже самое жизненно необходимое. Дети, попадающие в приют, так подавлены трагедией своей жизни, что сестры, заменяющие им матерей, вынуждены месяцами с любовью о них заботиться, пока вытянут из маленьких улыбку… Мальчики и девочки от 3 до 12 лет познали больше горя, чем старики за всю свою жизнь».
Иногда мы спрашиваем, что он построил, что он написал? Немало, и при этом нужно учитывать исторический контекст, условия, в которых он жил. Прежде всего Митрополит был главой церкви, главой народа, не имевшего своего государства. И потому его первой задачей было отстаивать этот народ на всех уровнях. Почему не занимался сугубо церковными делами — монастырями, литургией, обрядами?… Для чего ему было беспокоиться о вопросах выборов или создания государства? Потому что его не могли не затрагивать дела и ежедневная жизнь его людей. Иначе все сказанные им слова оставались бы только словами.
Митрополит за эти полстолетия возвысил церковь до такого уровня, до которого она еще не поднималась. Очень грустно, что на глазах Митрополита разрушалось дело его жизни. Перед его смертью уже три месяца, как во Львове были советские войска, уже три месяца царила ситуация, описанная отцом Климентием в письме семье: «Сейчас тяжелые времена для нас наступили. Весь греко-католический епископат уже месяц как в заключении — давление, чтобы переходить на православие. Слава Богу, духовенство в моральной своей целости стоит сильно при вере — и не сходит с пути — несмотря на заключения, угрозы и т.п. Тяжелые времена пришли — но Господь добр и не покинет нас в беде. Я еще живу в Юра, в старой моей комнате, но неизвестно, как долго это продлится и что принесет завтрашний день». А завтра была Сибирь…
1 ноября Митрополит Андрей умирает, но своим пророческим даром предсказывает воскресение церкви, что и произошло в 1990 году. Трогает не так его деятельность в качестве церковного деятеля, богослова, ученого, а собственно опека над простыми людьми и невероятная деликатность при этой помощи. Кроме войн были и наводнения, был голод. В частности были наводнения в 20— 30 х годах. Страшные наводнения на Гуцульщине, разрушавшие целые села. Митрополит Андрей организовывает акцию помощи. Представьте, едут фуры в гуцульские села, у дороги стоят малые дети, 5—7 лет со вспухшими животиками. Им хотят дать поесть, а они говорят: «Нет, мы только что ели. Отец сказал не брать». И падают в обморок. У гуцулов есть такое понятие: только у лентяя нечего есть и надеть. Если ты работаешь, у тебя есть пища, и ты не можешь просить.
Митрополит задумывается, что же делать? Собирает совещание и говорит, что нужно дать людям любую работу. Заказывать им вышивать рушники для убранства церквей и прочее. Поэтому начал создавать художественные промышленные курсы, чтобы люди могли «найти» затем работу, и только в таком случае принять помощь.
Окончание читайте в следующем выпуске страницы «Украина Incognita»