Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЦЕРКВИ МИРА

9 ноября, 2004 - 20:10

Победитель Буш успокаивает верующих

Президент Джордж Буш, который в своей избирательный кампании опирался в значительной степени на христиан страны, уже на первой после избрания пресс-конференции поспешил отмежеваться от любой поддержки разделения общества по религиозным признакам. Он сказал: «Я буду вашим президентом независимо от вашей веры. И не ожидаю, что вы всегда будете поддерживать мою религиозную точку зрения. При любых обстоятельствах ни один президент не должен навязывать обществу те или иные религиозные взгляды… Нация не может быть разделена религией. Великая традиция Америки заключается в том, что люди исповедуют свою веру так, как сами хотят. Даже тогда, когда они не верят, это не означает, что они плохие патриоты. Независимо от того, иудей вы, христианин или мусульманин, вы — равноправный американец. Эти принципы весьма посодействовали тому, что мы стали великим народом».

Между тем Буш признал, что избиратели-евангелисты, особенно в Южных штатах, активно поддержали его и его взгляды на некоторые социально-религиозные проблемы.

P.S. Президент Буш принадлежит к протестантской Церкви Методистов, которая выступает против однополых браков и абортов. Именно эти взгляды предоставили Бушу хоть и незначительное, но преимущество перед Джоном Керри. Керри формально принадлежит к Католической церкви, но поддерживает права женщин на прерывание беременности и выступает против внесения в Конституцию США поправки, которая запретит однополые браки. Между тем, только 26% избирателей США поддерживает легализацию однополых браков, а 36% вообще выступают против таких браков. В этой последней группе 2/3 избирателей голосовали за Джорджа Буша. (Washington (AFP)

Не каждый может стать священником

Римско-католическая церковь Германии планирует ввести в действие «Детализированные психологические тесты», которые будут использоваться в процессе приема юношей и мужчин в семинарии. Тесты предназначены для того, чтобы определить способность или неспособность человека стать священником. «Это очевидно лучше, чем после многих лет обучения исключать их из семинарий или Католических университетов или лишать священнического сана», — сказал один из членов епископской Конференции Католической церкви Германии. (Варшава, КАI)

Духовенство Ирландии ожидает реформ

В соответствии с недавним опросом, большинство священников Ирландии выступают за изменения в церкви. Исследователи опросили 1307 клириков, 58% которых считают, что «церковь уже давно не менялась» и заметно отстала от современности. Только 6% респондентов заявили, что изменений было достаточно и даже «слишком много». Среди относительно недавних нововведений, которые одобрили большинство опрошенных — введение института постоянных дьяконов. 74% клириков согласны с тем, что в церкви недостаточная роль отведена женщинам. 54% заявили, что приветствовали бы принятие решения об отмене обязательного целибата — безбрачного священства. 60% респондентов однако убеждены, что отмена целибата не приведет к увеличению числа мужчин, желающих стать клириками. 56% высказались за практику общей исповеди, которая сегодня позволяется в Католической церкви только в исключительных случаях. («Irish Catholic»)

Вариант религиозног будущего Украины

С победой кандидата Виктора Януковича все связывают надежды на углубление российско-украинской интеграции. Чего ожидать от такой интеграции в области государственно-церковных отношений?

Казалось бы, сам г-н Янукович, находясь в Москве, сделал все необходимые авансы Главе РПЦ МП Московскому патриарху Алексию II: он пообещал в случае избрания президентом «содействовать преодолению раскола» в Украинской церкви. Это будет зависеть, однако, не от него — церковно-государственные отношения в Украине будут такими, какими их запланируют, если захотят этим заняться, в администрации президента (но не украинского президента).

России следует уже сейчас задуматься, какая государственно-церковная политика в Украине была бы для нее наиболее благоприятной. Например, нужна ли там Украинская православная церковь Московского патриархата? Безусловно, нужна — это даже не обсуждается. Обсуждается другой вопрос: нужен ли для будущего альянса России и Украины Киевский патриархат, возглавляемый патриархом Филаретом (Денисенко)?

Наш ответ заключается в том, что он также нужен. Ведь, как показывают последние события, невнимание в администрации президента РФ к украинским церковным делам привело сегодня к тому, что сторонники Киевского патриархата оказались в оппозиции к пророссийским силам. Сейчас изменить эту ситуацию уже невозможно, но для дальнейшего укрепления единства России и Украины здесь есть большие и реальные возможности.

По своему организационному укладу УПЦ Московского патриархата и УПЦ Киевского патриархата почти не отличаются: это две подобных организации, своим происхождением связанные с советской эпохой. УПЦ МП и УПЦ КП зависят от тех механизмов управления, которые успешно работают в России. Но при распаде советской власти в Украине были свои глубокие причины, из-за которых православная церковь советских времен разделилась на две приблизительно равные части, а не осталась единой. Одна стала независимым Киевским патриархатом, а другая осталась в подчинении Московского патриархата.

Для Москвы важно понимать то, что для Украины всегда будет иметь большое значение наличие какого-то резервуара для размещения украинского национализма. В Западной Украине роль этого резервуара взяла на себя Украинская греко-католическая церковь. В Восточной же Украине ни католики-униаты, ни любая организация с центром в Москве на эту роль не годятся. Именно из-за этого сформировалась — вследствие вполне объективных социальных процессов — экологическая ниша для существования Киевского патриархата. Кстати, в России нет и не может быть подобного разделения общества — государственная православная церковь России монолитна (относительно).

С украинскими националистическими политиками придется, конечно, как-то договариваться. Ради того, чтобы взять под контроль упомянутый выше национализм. В этом деле потенциал Киевского патриархата — огромен, хотя доныне он никем не был использован, даже кандидатом Ющенко. Вообще, прозападная украинская оппозиция не совсем понимает, что УПЦ КП — большой духовный капитал.

Зато это хорошо понимает патриарх Филарет — такой же опытный и законопослушный иерарх советских времен, как и патриарх Алексий. Он имеет огромный политический опыт выживания в самых, казалось бы, бесперспективных ситуациях. Этим он выгодно отличается от высшей российской номенклатуры РПЦ. Патриарх Филарет — ответственный человек, способный всерьез понимать и тщательно выполнять поручения власти. Проблема только в том, что ему давно уже никто не дает таких поручений. И именно из-за этого в информационном канале связи между Киевским патриархатом и государственной властью возникли «шумы», которые исходят от партии Ющенко.

Поэтому желательно уже немедленно начать тщательно планировать дальнейшую церковную политику в Украине. Это не более сложная работа, чем составлять планы по отношению к Государственной думе прошлого созыва, хотя все-таки более сложная, чем иметь дело с нынешней Думой или с РПЦ. Продуманные специалистами стратегии отношений с конкурирующими между собой УПЦ МП, УПЦ КП и УГКЦ позволят создать эффективную и во многом саморегулируемую систему стабилизации общества страны, страдающей от расколов. Иными словами, после выборов нужно сразу начинать серьезную работу с целью предоставить квази-государственный статус как УПЦ МП, так и УПЦ КП.

Здесь желательно было бы использовать существующую традицию мирового православия, в котором верующие естественно распределяются между церковными юрисдикциями в соответствии со своей национальностью. Поэтому государство должно было бы поддерживать статус УПЦ Киевского патриархата как церкви для тех, кто связывает свою национальную идентичность с украинским народом, а УПЦ Московского патриархата — для людей, более связанных с российской культурой, хотя и сохраняющих украинскую национальную идентификацию. Можно думать, что украинские верующие (кроме, понятно, униатов) при этом распределятся между двумя церквями почти поровну. Иеромонах Григорий (Василий Лурье) , для «Портала», Россия

Подготовила Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ