Преднамеренная неуплата алиментов — самая распространенная в Украине категория неисполненных судебных решений. Как передает ForUm со ссылкой на Министерство юстиции, на нее приходится свыше 90% преднамеренного неподчинения суду. На втором месте — укрывательство имущества (2,5%), на третьем — сопротивление госисполнителям (1% от общего количества). В чем причина такого невнимания к судебным решениям и собственным детям?
Как рассказывает доктор юридических наук, профессор, автор Семейного кодекса Украины Зореслава Ромовская, почти все эти злостные неплательщики не имеют постоянного места работы и, соответственно, реального имущества. К криминальной ответственности — а она полагается за злостную неуплату алиментов — такие люди привлекаются очень редко. «Ведь от этого никому лучше не станет», — объясняет Зореслава Ромовская. В 2004 году в отношении 40% из 9 тысяч 437 исков о привлечении к уголовной ответственности за неуплату алиментов, признаков преступления суд не выявил.
Впрочем, нередко такая бедность является ложной. «Значительная часть украинской экономики до сих пор находится в тени, — рассказывает член правления союза адвокатов Радмила Гревцова. — Поэтому неплательщикам часто удается скрыть свой доход, с которого и должны взиматься алименты». К этой категории неплательщиков относятся, например, многочисленные украинские трудовые мигранты-нелегалы. Кроме того, хроническую невыплату алиментов эксперты связывают еще и с низкой культурой отношения к семье. Люди не только в любой момент готовы к разводу, но и легко идут на отречение от своих детей. Так что, как рассказывает эксперт проекта ООН в Украине «Равные возможности» Лариса Кобелянская, в неутешительной статистике, обнародованной Минюстом, повинен еще и нынешний кризис семьи как социального института.
За границей возможные «алиментные» ситуации предусматриваются в брачном контракте, что существенно снижает количество конфликтов в этой сфере. В Украине, согласно новому Семейному кодексу, вступившему в силу с января этого года, супруги тоже могут заключать брачный или даже отдельный алиментный контракт. Но, как показывает статистика, большинство украинцев представившейся возможностью не пользуются. «Экономический статус не создает потребности в брачном контракте, кроме того, не все знают о таком способе оформления отношений, — говорит Лариса Кобелянская. — Не создана в Украине и традиция брачного контракта, нет прецедентности».
Кстати, позитивным моментом нового Семейного кодекса является фактическое отождествление гражданского брака с зарегистрированным. Дети, рожденные в гражданском браке, в случае расставания родителей тоже должны получать алименты. Их сумма на сегодня остается такой же: 25% от зарплаты родителя на одного ребенка, 33% — на двоих, и 50% — на троих и больше детей. Ставка может быть и фиксированной, в том случае, если плательщик имеет нерегулярный доход.
На самом деле злостных неплательщиков алиментов больше, чем думает Минюст. Как рассказывает Радмила Гревцова, одной из проблем в «алиментной» сфере сегодня является редкое обращение за судебно-прокурорской защитой своих прав...