Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не в тени Мазепы

В столичной Опере засияла новая звезда — Оксана Дыка
2 ноября, 2004 - 20:14

В пятницу Национальная опера Украины презентовала свою новую постановку оперы «Мазепа» П. Чайковского, в которой режиссер Дмитрий Гнатюк и дирижер Владимир Кожухарь сделали ставку на молодых артистов.

Премьера спектакля состоялась накануне президентских выборов. Страсти были и на улице, и на сцене. Чтобы попасть в театр, зрителям пришлось пропустить большую колонну демонстрантов с бело-голубыми флажками, которые прошли по ул. Владимирской на Крещатик. А на сцене ожили картины давно минувших дней. Постановщики использовали либретто В. Буренина, созданного на основе знаменитой поэмы А. Пушкина «Полтава». Режиссер Дмитрий Гнатюк не скрывал, что постановка и ему, и коллективу далась нелегко. По ходу репетиций несколько раз менялись составы исполнителей. Постановщики одних исключали из команды, а некоторые артисты, причем заслуженные и даже народные, сами отказывались работать. Как признался Дмитрий Михайлович, часть труппы считала, что надо кардинально менять либретто, исходя из нынешних взглядов на историю, а некоторые артисты убеждали, что нельзя классическое произведение кроить в угоду моде. Как, например, передать, не меняя сюжет оперы, что Мазепа был патриотом Украины? Гнатюк придумал простое решение. В сцене, когда гетман открывает свои планы перед Марией, он из ларца на столе вынимает желто-голубое полотнище, целуя знамя, клянясь в верности Украине. Этот ход часть солистов и зрителей назвала «лобовым».

В опере «Мазепа» исторические события тесно переплетены с личной трагедией героев. Это любовная коллизия немолодого гетмана и Мотри (Марии) — дочери генерального судьи Василия Кочубея. В спектакле роль Марии блестяще исполнила солистка столичной оперы Оксана Дыка. Особенно сильным получился финал оперы — сцена безумства героини и исполнение знаменитой «Колыбельной». С настоящим творческим успехом можно поздравить и баса Тараса Штонду (Кочубей). Очень убедителен он был в этой роли, сумев передать целую гамму чувств героя, как отца, политика и жертву, оклеветанного человека, которому не поверили в его желании предотвратить катастрофу. Штонда и Дыка прекрасно справились со сложными вокальными партиями и были убедительны в раскрытии драматургии образов их героев. Выразительны и хоры (подопечные главного хормейстера Льва Венедиктова тоже оказались на высоте). А вот остальные солисты явно чувствовали себя не очень уверенно. Малоубедительны были: Татьяна Пиминова (Любовь Кочубей), Олег Сычов (Орлик) и Степан Фицич (Искра). Тенор Дмитрий Попов — обладает красивым лирическим тенором, а роль Андрея, которую ему пришлось исполнять — драматическая и чувствовалось, что певец не в своей тарелке. В этой молодежной компании исполнителей самым опытным артистом был Роман Майборода. Роль Мазепы для певца хорошо известна. Он принимал участие в предыдущей версии оперы. Но похоже, что общего языка с дирижером В. Кожухарем пока не найдено. Оркестр не шел за солистом, а заставлял Майбороду подстраиваться под их трактовку музыки Чайковского. Эта несогласованность особенно чувствовалась в первом действии оперы и только к финалу спектакля общий язык между солистом и музыкантами был найден...

Впрочем, отныне «Мазепа» заживет своей новой сценической жизнью и займет свое место в текущем репертуаре театра. Постановкой уже заинтересовались иностранные импресарио. Значит впереди будут и гастроли. Дмитрий Гнатюк не скрывает, что у него есть виды еще на нескольких молодых артистов, которые в силу разных причин еще не разучили свои партии и были не готовы выйти на суд зрителей. Главное, что в театре есть артистический резерв и потенциал.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию беседу с Оксаной Дыкой, мнение о которой у критиков единодушно: новая звезда. У певицы сильный голос красивого тембра. Ей по плечу исполнять сложные вокальные партии и у певицы есть дар драматической актрисы. Она статна, эффектна. Несмотря на молодость — это очень целеустремленный человек. В ее активе есть несколько высших наград на престижных вокальных конкурсах. Певицу часто приглашают принимать участие в музыкальных фестивалях и каждое ее выступление увеличивает ряды поклонников ее таланта.

«НАРОДНЫЙ АЛЬТ» ИЗ МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИЛСЯ

— Оксана, молодежь сейчас больше увлекается популярными жанрами. Почему вы стали оперной певицей?

— Признаюсь, что рок я тоже люблю. Но больше всего, конечно же, люблю оперу. В мою жизнь академическая музыка вошла не так давно. Я даже могу назвать точную дату — 1996 год. Тогда я поступила в студию при хоре им. Г. Веревки. Мне повезло попасть в руки к замечательному педагогу Петру Андреевичу Ковалю. Ныне он преподает в Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского (НМАУ). То, что я стала оперной певицей — его заслуга, так как остальные учителя меня вели как «народный альт», т. е. как певицу для народного хора. Хотя мне не очень удавалась эта манера пения. Коваль, видя мои мучения, предложил попробовать себя в оперном репертуаре. Мы год занимались и Петр Андреевич решил, что я могу уже поступать в НМАУ. Но после прослушивания Николай Кондратьевич Кондратюк сказал, что я еще «зеленая» и мне нужно хорошенько учиться. Окончив студию, через два года я поступила в консерваторию на курс к Кондратюку. Причем я хотела заниматься именно у него, хотя раньше Николай Кондратьевич девушек в свой класс не брал, обучая преимущественно баритонов и басов. Я слышала записи его пластинок и восхищалась его голосом. Он вырастил много хороших певцов. Когда я прошла экзамены, то пришла к Николаю Кондратьевичу и говорю: «Хотя вы девчонок к себе в мастерскую не берете, но я очень хочу только у вас учиться». Кондратюк рассмеялся и заметил: «Смотри, что- бы потом не жалела».... И начались мои вокальные университеты. А на четвертом курсе я попала в класс Марии Юрьевны Стефьюк. Она потрясающая женщина и певица, настоящая примадонна на сцене, но при этом очень женственная и добрая в жизни. Всегда готова помочь, подсказать. В ней нет звездных капризов. Очень собранна на репетициях. Наблюдая, как она выступает, я себя ловлю на мысли — насколько мастерски она владеет голосом, как драматически верно раскрывает образ героини, который исполняет на сцене. Причем это не только в опере, во время спектакля, но и на концерте, когда поет, например, арию или романс, или народную песню. У Стефьюк каждое слово, фраза — все отточено до филигранности. На занятиях Мария Юрьевна строга. Она требует быть точной в вокале и голосом передать оттенки исполняемого произведения. Ко мне Стефьюк относится, как к дочери. По делу может пожурить, но она первая, с которой хочется поделиться своими победами, посоветоваться и вместе порадоваться успехам.

РИФЫ ДЛЯ МОЛОДЫХ АРТИСТОВ

— У вас уже большой оперный репертуар?

— Я его только накапливаю. Преимущественно исполняю нашу классику: «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем». А во Львовском театре оперы и балета им. С. Крушельницкой пела вердиевскую «Тоску» Верди. Исполняю камерные сочинения, романсы, произведения современных композиторов. А ныне у меня в репертуаре появилась новая роль Марии в «Мазепе». За месяц выучила эту партию. Она сложна в вокальном и драматическом плане. А для меня чем сложнее задача — тем интереснее работать. Это, как у спортсмена, подымаешь планку — и или победил, или проиграл. Но я не люблю проигрывать. Существует мнение, что молодые артисты, взявшись за оперную драматическую партию, не смогут передать нюансы роли. Нет, технически они могут петь правильно, но для них рифом может послужить отсутствие собственного жизненного опыта. Ведь если вы никогда не плакали и не страдали, то вы не передадите накал страстей. Я искала краски, как передать трагедию героини, сыграть сцену помешательства Марии убедительно и не переигрывая. Конечно же я, слава Богу, в реальной жизни не испытала подобной любовной драмы, но ведь я не только певица, но и актриса. Поэтому попыталась себя представить на месте Марии, понять ее чувства... Мне кажется, что я была убедительна в эмоциях и справилась с вокалом.

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ — РЕПЕТИЦИИ

— Оксана, для певца очень важно найти общий язык с дирижером.

— Мне повезло, что еще со студенческой скамьи я повстречалась с настоящим мастером — Владимиром Сиренко (художественным руководителем Национального симфонического оркестра Украины. — Т. П. ). Мы вместе выступали в концертах и нескольких фестивалях. Когда Владимир Федорович за пультом, то у меня все тревоги отходят на второй план. Мне кажется, что он словно за руку ведет, а его дирижерская палочка обладает волшебством. Сиренко тонко чувствует музыку. Он блестящий музыкант. В этом году в консерватории Владимир Федорович ставил «Риголетто», я ходила специально смотреть репетиции и завидовала студентам, что они творят вместе. Сиренко демократичен с певцами. Молодежь его не боится, как это часто бывает между вокалистами и дирижерами, хотя Владимир Федорович строг в процессе работы, но его замечания не просто придирки, а они всегда конкретны и идут на пользу делу.

В Опере мне приходилось работать с разными дирижерами. Особо хочу выделить Владимира Марковича Кожухаря и Ивана Дмитриевича Гамкало. На репетициях они вполне справедливо требуют от артистов и музыкантов полной концентрации, самоотдачи и готовности к роли. И это правильно. Коль ты вышел на сцену, то будь профессионалом. Кстати, на Западе никто с вокалистами не возится. Если он не может справиться с поставленной перед ним задачей, то певца заменяет другой артист. В искусстве всегда была и будет конкуренция... Мне кажется, что процесс репетиций, несмотря на нервозность и порой мучительность, — самый интересный период. Ведь именно тогда рождается спектакль и твоя роль.

— Многие примы оперы несчастливы в личной жизни. Театр требует отдаваться ему полностью. Для певицы важен режим, чтобы голос хорошо звучал и выглядеть хорошо на сцене. А когда приходит успех, то порой приходится жертвовать: семьей, детьми или карьерой. Вы готовы к подобным испытаниям?

— Я еще молода и надеюсь не только сделать хорошую карьеру оперной певицы, но и обрести семейное счастье. Пока на первом месте у меня опера. Я получаю огромную радость от репетиций, выступлений, подготовки новых ролей, программ. Наверное, я еще не встретила того единственного мужчину в мире, с которым захочу связать свою жизнь. Но все же надеюсь, что ультиматумов мой любимый ставить не станет и мы вместе сумеем найти компромисс, чтобы быть счастливыми в семье и своих профессиях.

СПРАВКА «Дня»

Оксана ДЫКА (сопрано) — еще студенткой Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского была принята в стажерскую группу Национальной оперы. В прошлом сезоне стала солисткой этого театра. В ее репертуаре такие партии: Наталка в опере «Наталка Полтавка» Лысенко, Недда в «Паяцах» Леонкавалло, Оксана в «Запорожце за Дунаем» Гулака-Артемовского, Маргарита в «Фаусте» Гуно, Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского, Леонора в «Трубадуре» Верди, Тоска в одноименной опере Пуччини, Графиня в «Свадьбе Фигаро» Моцарта , партия сопрано в «Военном реквиеме Бриттена».

Дыка — лауреат Международных конкурсов им. И. Алчевского (2001 г.), Н. Лысенко (2002 г.) и им. С. Крушельницкой (2003 г.). Получила Гран-при на вокальном конкурсе в г. Бесков, Германия (2002 г.), а также в Марселе (Франция, 2003 г.). Как солистка выступала в оперных театрах Марселя и Львова. Много гастролирует по Украине и за рубежом.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ