Факт: слишком неспокойное общество в последние недели перед выборами готово было поверить самым невероятным мифам… Автор лично наблюдал эту картину, находясь в одном из административных зданий крупной ялтинской курортной организации. Люди вдруг стали беспокойными, шушукались в углах коридоров, нервно звонили по телефонам родственникам, уточняя, где те находятся и все ли с ними в порядке, делились увиденным и строили догадки. Везде слышалось — «самолет», «большой, очень большой», «наверное, «Боинг», «шасси выпустил и рулит прямо на берег», «наверное, террористы». Расспросы только усиливали подозрительность к незнакомым — а что это вы тут делаете, а что у вас в этой большой сумке? На поверку оказалось, что пока мы в одном из кабинетов занимались делами, над Южным берегом уже два раза пролетел на небольшой высоте какой-то самолет. Мы выскочили на крыльцо, выходящее прямо к морю. Все нервно ожидали, подняв глаза к синему безоблачному небу. И вдруг послышался гул моторов. Напряжение достигло апогея. Картина была довольно впечатляющая: прямо из-за Медведь-горы, разворачиваясь в сторону берега и от этого довольно сильно накреняясь на одно крыло, действительно на небольшой высоте летел огромный самолет. Не «Боинг», конечно, на его хвостовой части ясно была видна косая надпись «Антонов». У кого-то не выдержали нервы, и часть людей сразу же попряталась в здания, как будто это могло бы спасти им жизни, если бы самолет действительно упал на них. Но большинство любопытных успокоилось: не было никаких признаков беды, падения, катастрофы, беспокойства, наоборот, — самолет летел завораживающе красиво, даже было жаль отрывать глаза от этой столь кратковременной картины.
Спустя два дня пришлось разочароваться в столь простых оценках, казалось бы, заурядного явления. В местной ялтинской газете было опубликовано письмо очевидца, в котором излагалось несколько версий этого события и утверждалось невероятное. По одной легенде, самолет, который был не то «Боингом», не то «военным транспортником», потерпел бедствие, и во время пролета на низкой высоте и ялтинцы, и курортники якобы даже видели перекошенные лица в иллюминаторах. Находились очевидцы, утверждавшие, что видели, как самолет над морем слил бензин, потом развернулся над берегом и улетел в сторону моря, но вдруг за горой, откуда послышался взрыв, поднялся столб пламени. Другие «очевидцы» утверждали, что самолет упал в море, на воде якобы и до сих пор лежит пятно мазута, а вскоре над этим местом стали кружить военные вертолеты и что-то поднимали из воды. Высказывались догадки о том, что самолет был захвачен террористами, и пилоты совершили геройский поступок — вместо того, чтобы бросить его на Ялту, направили в открытое море. По другой версии, не было никакого самолета, а было… НЛО. По третьей версии — имела место групповая галлюцинация.
За целую неделю ни одна служба не подтвердила тот факт, что над морем в районе Ялты была катастрофа или ходя бы полет самолета. В то же время очевидцы рассказывали, что «аппарат прошел над Массандрой, центром Ялты, пролетел метрах в 50 над гостиницей «Ореанда», затем ушел на малой высоте в сторону Ливадии и упал в море». С каждым днем слухи распространялись самые невероятные. Многие упражнялись в изобретательности — говорили о «фантомном воздушном образовании», о катастрофе с такими ужасными последствиями, что их скрывают. Случай стал обсуждаться в печати, на лентах информационных агентств, по телевидению. Слухи распространялись с невероятной быстротой. Версии множились, притом не было ни одной, в которую люди не верили бы. Все казалось вероятным и возможным. Эта неизвестность пугала. Высказывались предложения «не пускать детей в школу», некоторые утверждали, что «из Крыма началось бегство отдыхающих».
Сообщения распространились далеко за пределы Крыма. На один из российских сайтов пришло письмо: «Я родом из Ялты. Неделю назад звонил туда. Этот самолет видели многие, в том числе моя сестра, отец и племянник. Очень странно, что все молчат по этому поводу», — удивлялся его автор.
Здравомыслящим людям ситуация казалось вообще абсурдной: стоит позвонить каким-нибудь компетентным органам — пограничникам, в СБУ, в МЧС, метеорологам, в аэропорты, органам власти, в конце концов, как все прояснится. Но странно: пограничники, которые казалось бы, должны были видеть даже мышь, пытающуюся притаиться в пограничной зоне, категорически утверждали, что никакого самолета не было.
Отрицали полет какого бы то ни было самолета как в Симферопольском диспетчерском пункте авиадвижения, так и в самом близком к Ялте аэропорту Бельбек под Севастополем. Никакой информации о подозрительном самолете не давали в Крымском главке СБУ. Отрицал полеты любого самолета Крымский главк МЧС. И даже метеорологи не располагали никакой информацией. Но именно это и настораживало — ведь самолет видели тысячи людей! Легенды множились, передавались из уст в уста, догадки выплескивались на страницы крымских газет, из-за нехватки компетентной информации господствовали слухи один невероятнее другого. Представитель одного из органов власти высказал мысль о том, что как раз в это время шло тушение лесного пожара недалеко от Фороса, в котором принимали участие вертолеты и пожарные самолеты, и очевидцы могли их принять за фантомный «Боинг». Первым заговор молчания нарушил мэр Ялты Сергей Брайко: «То, что ялтинцы видели в небе, было всего-навсего экспериментальным полетом «Руслана», который отклонился от курса», — со слов пресс-секретаря Татьяны Агарковой, пояснил городской голова. По данным пресс-службы, в завершение полета самолет благополучно вернулся на базу, «место нахождения которой не разглашается». Но расследователей настораживало то, что даже после этого Главное управление МЧС Украины в Крыму, как и пограничники, продолжало заявлять, что им ничего не известно о полете «Руслана».
Хоть какая-то истина стала пробиваться тогда, когда один из сайтов попросил очевидцев прислать снимки, если кто-то успел сфотографировать это явление. Пришло три фотографии, и на всех из них был изображен самолет «Руслан» с косой надписью «Антонов» на хвосте — над Карадагом, как утверждал автор снимка, и просто в синем небе. Это натолкнуло на мысль обратиться за разъяснениями на фирму «Антонов». Пресс-служба АНТК им. Антонова наконец-то распространила объяснение чрезвычайному происшествию: «Восьмого октября в районе крымских гор Карадаг и Роман-Кош по согласованию с госслужбами автономии в ходе испытательного полета самолета «Руслан» прошла проверку установленная на его борту система раннего предупреждения об опасном приближении земли, — передало агентство «Лигабизнесинформ». — Такие испытания в Украине возможны только в небе над Ялтой. В ходе испытаний самолет на малых высотах подходил к земной и водной поверхности. Именно тогда аппарат увидели сотни ялтинцев. В ходе полета, по заявлению пресс-службы, оценивалось срабатывание световой и речевой сигнализации на опасном приближении к препятствию и качество отображения кадра на индикаторе системы. Испытательный полет прошел успешно, получено положительное заключение о работе системы. 11 октября эти результаты были подтверждены в ходе коммерческого полета, который совершил самолет, в район горного аэродрома Урумчи в Китае», — заявили в АНТК. Двухнедельная неизвестность была развеяна, и все в Крыму вздохнули с облегчением. Хотя и в этот раз не обошлось без загадок. «В то же время наблюдатели обратили внимание на то, что это заявление противоречит информации, которую АНТК предоставило «Комсомольской правде» неделю назад. Тогда один из представителей фирмы сообщил газете: «Наш самолет на самом деле совершал плановый полет в районе Ялты. Но во время посадки у аппарата не вышли шасси, поэтому пилоту пришлось кружить на низкой высоте». Также в компании сообщили, что после устранения неполадки «Руслан» сделал второй и уже удачный заход на посадочную полосу…»
К сожалению, выводы из этой истории довольно неутешительные. Если даже утверждение об испытаниях какой-то новой системы на «Руслане» — правда, то все равно возникает много далеко не праздных вопросов. Почему столь опасные по виду испытания были организованы в таком густонаселенном районе, в котором, к тому же, именно в это время было много приезжих курортников, в том числе из-за границы? Неужели ни у кого из организаторов испытаний не возникло мысли о том, что после событий 11 сентября в США в обстановке тотально поддерживаемой опасности авиационного терроризма люди могут поддаться панике? Неужели никто не догадался, что на самом деле испытание технической системы превратилось в испытание крымского населения на выносливость? Была ли возможность провести эти испытания в другом, менее людном месте? В конце концов, почему никто не учел того очевидного факта, что именно в период подготовки к выборам, когда уровень невротизации общества был довольно высок, испытания лучше было бы перенести на более удачное время? На худой конец, почему перед испытаниями для соблюдения общественного спокойствия и сохранения нервов крымчан никто не объявил в СМИ, что это именно испытания, а не акт террора, и бояться этого не надо? Более того — почему две недели журналисты не могли добиться никакой вразумительной информации ото всех ведомств, которые несомненно должны были быть компетентными в этом вопросе?
Неужели это было так сложно?