Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фараоны современности

Египту необходима политреформа
25 октября, 2004 - 20:10
ХОСНИ МУБАРАК — ПРЕЗИДЕНТ ЕГИПТА УЖЕ 23 ГОДА. И ЭТО НЕ ПРЕДЕЛ? / ФОТО РЕЙТЕР

По всему Египту идут горячие споры по поводу политической реформы. Основной вопрос заключается в требовании всех оппозиционных партий и групп гражданского общества о внесении поправок в конституцию 1971 года и отмене 23-летнего чрезвычайного положения, которое было введено после убийства Анвара Садата в 1981 году.

Такие требования не новы. Но президент Хосни Мубарак и правящая Национальная демократическая партия блокировали рассмотрение этого вопроса с середины 1980-х годов. На этот раз именно зловещие события в Египте, регионе и во всем мире делают требования проведения реформы более экстренными. В стране растет беспокойство о возрасте и ухудшающемся здоровье Мубарака — ему сейчас 76 лет. Плохое здоровье Мубарака, о котором на протяжении многих лет шла молва, официально не признавалось до ноября 2003 года, когда дальше скрывать уже было невозможно. Выступая в парламенте, Мубарак упал в обморок перед миллионами телезрителей. Хотя он вернулся через час и произнес остальную часть своей речи, египтяне стали требовать большей открытости как в отношении здоровья президента, так и в отношении других государственных дел.

Тем временем ослабевающая экономика Египта, высокий уровень безработицы и коррупция довели большое количество египетской молодежи до отчаяния. Больше половины живущих египтян были рождены в период, когда Мубарак был президентом. Согласно недавнему докладу Программы развития ООН, около половины молодых египтян (от 15 до 30 лет) мечтают эмигрировать в Европу, Северную Америку или Австралию. Есть еженедельные отчеты о потенциальных незаконных египетских иммигрантах, которые тонут в Средиземноморье.

Региональные и международные события также придали смелости египетской оппозиции не только в ее требованиях о проведении реформы, но и в том, чтобы сосредоточиться на внесении поправок в статьи конституции, которые имеют отношение к президентству. Мубарака переизбирали четыре раза, и ходят слухи, что он или будет добиваться пятого шестилетнего срока, или учредит «потомственную республику» и сделает преемником своего 41-летнего старшего сына Гамаля, как Хафез Асад и его сын Башар в Сирии.

Боевой клич оппозиции — «нет» в отношении переизбрания Мубарака и «нет» в отношении передачи президентства Гамалю. Многие египтяне, возможно, не испытывают существенных опасений по поводу Гамаля Мубарака, но они считают оскорбительным то, что после 24 лет правления отца им могут навязать еще 24 года или больше правления сына.

Современная конституция Египта была принята в октябре 1971 года и содержит 211 статей, 30 из которых касаются президентства. Президента назначают две трети Народного собрания и одобряют в плебисците, который предусматривает только односложное «да» или «нет». Простое большинство избирательных бюллетеней необходимо для того, чтобы выиграть шестилетний срок, который можно возобновлять до бесконечности с помощью того же самого процесса.

Эти небрежные процедуры резко контрастируют с президентскими полномочиями. Президент — глава государства и главнокомандующий; он следит за работой Высшего судебного совета, Высшего полицейского совета и Кабинета министров; может назначать и отзывать одного или больше вице-президентов по собственному усмотрению. Он также назначает премьер-министра и старших министров и должен одобрить кандидатуры всех других министров, послов и представителей государства. Он может назначить всеобщие выборы, объявить войну, ввести чрезвычайное положение и выпустить декреты, которые имеют силу закона.

Нет никакого контроля и противовеса этим полномочиям. Единственная статья предусматривает, что «обвинение президента в совершении государственной измены или любого другого преступного действия может быть сделано на основании ходатайства, представленного по крайней мере одной третью членов Народного собрания и получившего одобрение двух третей». Тогда президент временно отстраняется от выполнения своих обязанностей, а вице-президент замещает его до тех пор, пока не будет вынесено решение.

Но Мубарак никогда не вводил закон, необходимый для того, чтобы привести эту статью в исполнение, и не назначал вице- президента, несмотря на частые народные требования сделать это. Результатом стало фактически «имперское президентство» с уподоблением Мубарака фараонам Древнего Египта. Никакой другой глава государства в наше время не наслаждается такой неограниченной властью.

В Египте очень популярна аналогия, когда Мубарака сравнивают с Леонидом Брежневым, который в течение двух десятилетий руководил Советским Союзом — эпоха «застоя» и упадка. Статус Египта как региональной державы при Мубараке так же неуклонно ослабевал. На экономическом фронте притоки ежегодных иностранных инвестиций резко сократились с $3 миллиардов в середине 1990-х до крохотных $300 миллионов в 2003 году.

Требования о проведении реформы теперь сосредоточены на введении прямых президентских выборов с двумя или больше кандидатами и ограничении президентского срока до двух последовательных сроков при исполнении служебных обязанностей. Не менее важно уменьшить широкие президентские полномочия и сформулировать жизнеспособные механизмы для того, чтобы все без исключения государственные чиновники несли ответственность. Если Мубарак и его правительство не предложат конституционные поправки, которые удовлетворяют эти требования, еще больше египтян откажутся служить нынешнему режиму и будут рисковать своей жизнью в поисках спасения в других странах.

Саад Эддин ИБРАГИМ — профессор политической социологии Американского университета в Каире.

Саад Эддин ИБРАГИМ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ