Заметное событие произошло в конце прошлой недели в киевской, и, шире, украинской музыкальной жизни. В Национальной филармонии, в Колонном зале, в рамках фестиваля «Владимир Крайнев приглашает…» прошел вечер, приуроченный к 70-летию Альфреда Шнитке.
Концерт этот уникален по многим составляющим. Во-первых, конечно же, из-за участников. Это — объективно лучший на сегодня Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины (дирижер — Владимир Сиренко), а также солисты, два наших прославленных земляка — виртуозный скрипач Олег Крыса и пианист, педагог, лауреат множества международных конкурсов — Владимир Крайнев плюс дуэт из Германии — «Magic Synchrony» («Волшебное единство» — Аглика Генова и Любен Димитров). Во-вторых — программа. В нее вошли те опусы Шнитке, в частности, поздняя Симфония №7, которые трудно даже найти на записях, не то что услышать в живом исполнении. В- третьих, само по себе творчество величайшего композитора ХХ века практически никак не включено в активную концертно-гастрольную жизнь, по крайней мере, в Киеве, — впрочем, можно быть уверенными, что подобная ситуация наблюдается и в целом по Украине.
И, наконец, качество произведений. Они кажутся внешне доступными, прозрачными для слушателя, однако эта внятность требует невероятной отдачи, приложения всех сил от исполнителей. Каждый опус Шнитке — это совершенно особая, отдельная гамма эмоций, свой мир образов И насколько кажется выпуклой, даже кинематографичной Симфония №7, размеченная пунктирами пауз на фрагменты-«кадры» со странным трагикомическим вальсом в финале, настолько ярок и экспрессивен следовавший за ней Концерт № 3 для скрипки с оркестром. Очень необычный по своей форме Концерт для фортепиано в четыре руки на порядок повысил напряжение вечера, что разразилось истинной бурей, ураганным потрясением — Концертом для фортепиано и струнных, посвященным Владимиру Крайневу и исполненным самим маэстро.
Все-таки премьера (а речь, по сути, именно о ней — в рамках столицы, как минимум) — великая вещь. Впечатление закрепляется очень надолго, если не навсегда. И теперь феерия Концерта №3, думается, для наших меломанов будет неотделима от вдохновенной игры Олега Крысы, небывалый опус в четыре руки — от мастерства дуэта Аглики Геновой и Любена Димитрова, а концерт для фортепиано и струнных, посвященный Крайневу, отныне запечатлится в памяти счастливцев в титаническом исполнении Владимира Всеволодовича.
Собственно, из таких вечеров-событий, из этого сплетения тишины и высокой страсти строится история не только музыки, но и страны.
Пока что, увы, тишина преобладает…