Первый фестиваль-ярмарка «Украинское сало-2004», несомненно, удался. К нему два дня было приковано внимание сотен тысяч людей, что способствовало не столько дальнейшей популяризации и без того популярного продукта, сколько позволило в некоторой степени перевести кулинарию и торговлю в разряд философии, задуматься и о причинах наступившего спада в животноводстве, и о параметрах нашего питания. На фестивале, участие в котором приняли 75 фирм-производителей сала и продуктов из него, было вдоволь шуток, смеха, музыки, всевозможных фольклорных интерпретаций «проблемы сала», было много и самого сала, которое продавалось в разных видах. «Участникам фестиваля будет очень трудно, — заявил на его открытии первый заместитель главы крымского правительства Анатолий Корнейчук, — ведь все это надо попробовать, все купить и всем угостить дома своих родных, и сделать это полностью вряд ли кому удастся при таком разнообразии…» Желающие могли купить хоть уже приготовленное сало в любых видах, хоть живого поросенка, и, прежде чем насладиться салом, попробовать внести свою лепту в возрождение отечественного животноводства. Например, Симферопольская кондитерская фабрика представила на фестивале сало в шоколаде, и ее коммерческий директор Игорь Федоровский говорит, что «соль и сладость — как две противоположности — всегда должны быть на столе, но мы попробовали их соединить в одном блюде и таким образом материализовали известную шутку. С нашей точки зрения, все получилось, противоположности соединились, лакомство получилось…»
Председатель жюри фестиваля известный юморист и кулинар Борис Бурда наоборот, к материализации такой шутки отнесся отрицательно. По его мнению, шутки на тему сала — признак дурного вкуса, а сало и шоколад — все же настолько разные продукты даже по происхождению, что не соединимы между собой. В связи с тем, что сало в шоколаде было даже одной из номинаций симферопольского фестиваля, Борис Бурда заявил, что как председатель жюри будет специально голосовать за самый неудачный вид данного кулинарного изыска. «Чтобы эта шутка уже, наконец, сошла на нет», — пояснил он.
Борис Бурда попытался объяснить, почему сало едят в сотнях стран, но считается оно принадлежностью только украинской кухни. Все очень просто: «нигде так, как в Украине не умеют «сделать сало» — не могут так кабанчика кормить, не могут так солить и коптить, как мы, но ничего, у нас на всех хватит». С другой стороны, на замечания о том, что сало «переживает кризис», Борис Бурда сказал, «какое нам дело до того, сдает ли сало свои позиции, завтра оно все равно возвратится на них. Главное, что это уникальный продукт, который имеет специальные вещества, как в красной рыбе, которые действуют на рецепторы насыщения и препятствуют ожирению. И хоть в наше время трудно не поправиться, но виновато в этом не сало, а наше невежественное и неаккуратное питание. Сало в Украине не менее достойно праздника, чем вино во Франции. Там есть праздник молодого божеле. Практикуют такие дни и другие страны. Например, в американском штате Калифорния установлен День чеснока. А в Украине пусть будет День сала…»
Фестиваль стал живым воплощением универсальности сала как традиционного продукта многих народов. В одном углу парка, наряженная Солохой, Вера Синиговец из села Новоандреевка Симферопольского района демонстративно «под сало» наливала самогон из народной «сулии» — трехлитровой стеклянной бутыли с высоким горлышком, а в другом конце слышны белорусские шутки: «Сало утром, сало — днем, так к победе мы придем!». Здесь же расположился «казацкий стан», в котором казаки «под сало» варили кулиш. Артисты Симферопольского цирка тут же продают «кота в мешке», который «в свое время ел сало», народные умельцы предлагают свои поделки, которые «без сала не получаются». Само сало в разнообразном виде продавалось в помещении Зеленого театра. Одним из продавцов выступил студент Крымского медицинского университета гражданин Судана темнокожий африканец Эльхейр Сулейман, который рассказал журналистам, что на его родине тоже едят сало, только готовят несколько иначе…
Кстати, организаторы планируют в будущем году сделать фестиваль международным и пригласить больше 10 «салопроизводящих» стран. Животноводство, возможно, к тому времени преодолеет кризис, чему будет способствовать неплохой нынешний урожай. Сала поэтому станет еще больше, и фестиваль, возможно, удастся еще лучше.
А жюри подвело итоги первого фестиваля. В номинации «Сало соленое» предприятие «Рикон» Сакского райпотребсоюза, в номинации «Сало вареное» — ОАО «Широкое» Симферопольского района, в номинации «Сало копченое» — Крымское ПК «Скворцово». ОАО «Ветона» вышла победителем в двух номинациях — «Сало в шоколаде» и «Фигурное сало». Жюри посчитало необходимым установить дополнительную номинацию за ноу-хау фестиваля. Его завоевала агрофирма «Дружба народов», представившая сало для бутерброда, за «сало, приготовленное самым необычным образом» — изобретатели из этой фирмы представили свиные колбаски, приготовленные особым образом, и «сальный домик» в номинации «Фигурное сало». Ряд специальных призов присвоены — в категории «Жареные и копченые молочные поросята» ОАО «Симферопольское», в категории «Поросята хлебобулочные и кондитерские» — ОАО «Крымхлеб», за лучшее оформление торгового места приз получило ЧП «Кравченко»…
Итак — до нового сала!?..