Так уже сложилось, что первый из гастрольных спектаклей дончан прошел на Камерной сцене, накануне официального открытия. Попасть туда было непросто, желающих оказалось больше, чем мест. В тот вечер показывали спектакль «Девять ночей... Девять жизней...» по пьесе Матея Вишнека. Режиссура и художественное оформление Андрея Бакирова. В главных ролях — народный артист Украины Геннадий Горшков и Оксана Гребенюк.
Извините, но лично мне почему-то вспомнилась одна совсем не театральная пословица: «Для того, чтобы распробовать вкус вина, не нужно пить всю бутылку». То, что в этом театре уютно себя чувствует театральная, актерская культура, можно было догадаться по изысканному оформлению и первым фразам, которые произнесли артисты. Все девять эпизодов этого актерского дуэта играются как музыка классных джазистов. Кстати, главный герой — саксофонист. Герой прощается с жизнью, смерть предстает в образе прекрасной мудрой женщины. Они ведут диалог, договаривая и пытаясь почувствовать напоследок то, что было не договорено в жизни. Эмоций внутри больше, чем снаружи, один прислушивается к другому и вместе это сплетается в капризный узор тех ощущений, которые словами не раскроешь, а ощущаешь в паузах.
...В гастрольной афише есть еще один сугубо психологический спектакль — «Соло для часов с боем» Заградника. Режиссер-постановщик — Александр Аркадин-Школьник, художник-постановщик — заслуженная деятель искусств Украины Татьяна Медвидь. В нем заняты такие опытные актеры, как народный артист Украины Игорь Молошников (Франтишек Абель), Геннадий Горшков (Райнер), Ася Бобина (госпожа Конти), заслуженный артист Украины Вячеслав Крутюк (Хмелик), заслуженный артист Украины Александр Акимов (инспектор Мич). Лично на меня, спектакль произвел двойственное впечатление. Режиссеру не удалось найти яркой формы, чтобы рельефнее проявились острые углы непростых философских дилемм, заложенных в пьесе.
Но то, что во время спектакля тишина, и пожилые, и молодые внимательно слушают фактически малособытийный текст — хороший показатель актерского мастерства исполнителей. Значит чем-то задевает в душах эта история о непростой жизни пожилых людей. И вообще ситуация, когда пожилые живут воспоминаниями, а молодые себе места найти не могут, — по- человечески щемящая.
НУЖНА ЛИ НАМ БРОДВЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ?
Наших северных соседей никак не оставляет желание создать побольше мюзиклов бродвейского образца. Откровенно говоря, удается это хорошо воплотить далеко не всегда. По словам известного российского композитора Максима Дунаевского это происходит потому, что «в России нет бродвейской традиции и большой вопрос, нужна ли она нам».
Украинская попытка догнать россиян и создать мюзикл бродвейского образца также закончилась фиаско. Не исключено, что по той же причине. И возникает еще больший вопрос, нужен ли нам мюзикл заокеанской традиции. Ведь у нас есть хорошие традиции украинского музыкально-драматического театра, которые при желании и умении прекрасно впишутся в любой сюжет, как родной национальный, так и иностранный. Примером этого могут служить три разных по характеру спектакля Донецкого музыкально- драматического театра. Это «Энеида» по И. Котляревскому, «За двумя зайцами» М. Старицкого, и «Милый друг» по Ги де Мопассану.
«Энеида», так сказать, самый титулованный из трех названных спектаклей. Национальная премия им. Тараса Шевченко, которая была присуждена — это вам не пустяк. Режиссер-постановщик спектакля, — киевлянин Виктор Шулаков. Те, кто знаком с творчеством этого неординарного режиссера (который, кстати, когда-то начинал как актер во Львове), сразу узнают его почерк. Это, в первую очередь, масштабность и динамизм сценического действа.
В сценическом варианте дончан есть пролог и эпилог, где речь идет о современных украинцах, которые стремятся покинуть родной край. Воспоминания об «Энеиде», своих корнях вызывают у них желание остаться на родной земле. В спектакле есть много музыки (композитор — Е. Кулаков), танцев (балетмейстер — Геннадий Дибовский), колоритных фигур героев. Актерским талантам есть где развернуться. Создают яркую сценическую палитру и художники — Михаил Кушнир и художник по костюмам Елена Карпенко. Нашелся в театре и яркий герой Эней — Павел Бодров. Так что зрители с удовольствием вспомнили любимые строки из поэмы И. Котляревского.
Спектакль «За двумя зайцами» также поставлен режиссером Виктором Шулаковым. В свое время, более двадцати лет назад, он поставил эту же пьесу в Киевском молодежном театре, где в главной роли Тамара Яценко. Спектакль был настолько удачным, что идет и до сих пор. Поэтому особенно приятно, что режиссеру удалось в Донецке создать абсолютно отличный от киевского варианта спектакль — большая сцена, другие актеры и т. д. Здесь также, как и в «Энеиде» много музыки и танцев, ощущение несравненного аромата народного юмора. Также есть очень интересные параллели с современностью. Взять хотя бы начало спектакля, когда герои садятся в театральные ложи зрительного зала. Намек более чем понятный.
И что важно, на сцене мы видим яркие актерские личности. Это Мария Попова (Проня), колоритная Галина Скрипнык (Секлета Лимериха), очень симпатичная своей непосредственностью Химка (Оксана Гребенюк). Восклицательным знаком этого спектакля конечно же стала работа заслуженного артиста Украины Андрея Романия. Его феерический, легкий как перышко, вездесущий и великоразумный Голохвастов пленял сердце не только Проньки, но и всех зрителей.
Андрей Романий (Жорж) является исполнителем центральной роли и в спектакле «Милый друг» по Мопассану. Актер очень естественно себя чувствует в образе совсем другого характера. Ясное дело, среда, в которой происходят события абсолютно отлична от спектакля «За двумя зайцами». Другой и режиссер-постановщик — это Андрей Бакиров. Художник-постановщик — Елена Богатырева. Но и в этом спектакле удачно сочетаются драматическое действие, музыка и танцы.
Андрею Бакирову удалось мастерски создать две основных плоскости — серьезные психологические характеристики, динамичное развитие драматического сюжета и яркую зрелищность. Оба эти качества в данном спектакле очень логично сочетаются. Вообще следует отметить, хотя в театре и есть хорошие специальные хоровая и балетная группы, но драматические актеры от них своим хореографическим и вокальным мастерством существенно не отличаются. И опять же мы видим на сцене яркие актерские личности, которые в большинстве своем способны работать в различных жанрах: от психологической драмы — до фарса.
К СОЖАЛЕНИЮ, ЗА ОПТИМИЗМ ЕЩЕ НАГРАДЫ НЕ ПРИДУМАЛИ
Закрывались гастроли дончан во Львове спектаклем по пьесе Я. Стельмаха «Любовь в стиле барокко». Казалось бы, такой уже банальный сюжет... Посватанные в детстве граф (Владимир Швец) и графиня Оляна (Светлана Бойко), не могут поладить во взрослой жизни. Он боится бракосочетания, но неожиданно для себя влюбляется. У нее же, хватает характера и смекалки добиться взаимности у парня, который в детстве запал девушке в душу.
Конечно, без сообразительных слуг, Степана (заслуженный артист Украины Андрей Романий) и Ярыси (Оксана Гребенюк) в этом сюжете никто бы из графов не нашел выхода. И еще несколько комедийных персонажей, в частности, Онисим (актер Олег Пшин), удачно дополняют оптимистическую палитру этой якобы наивной комедии. Режиссер Андрей Бакиров в этом спектакле еще раз продемонстрировал насколько он умело владеет правилами избранного жанра, заданной формы, способностью донести основное содержание задуманного и умением все это динамично и с фантазией разместить в пространстве сцены. Песня, слово и действие становятся единым целым.
Мне пришлось побывать на спектакле, когда в зале было много студенческой молодежи. Это те, которые в своем молодом возрасте уже по завязку наелись цинизма, их никаким морализаторством не прошибешь и самой крутой порнухой не удивишь. И поэтому, может быть, высокая мудрость этого спектакля кроется в искренности и чистоте чувств. Актеры не заигрывают со зрителем, они просто делятся с ним оптимистическим взглядом на жизнь, способностью по доброму посмеяться над собой и своим ближним. Со сцены призывают отбросить панцирь боязни и раскрыть свою душу.
Герои спектакля, одетые в стилизованные под старину джинсовые наряды разыгрывают любовную историю, которая актуальна во все времена. Они забавляются так, как способна это делать молодежь, энергия из них бьет ключом. Зал на эту искренность, актерское уменье и вкус отвечает пылкой взаимностью. Временами создается впечатление, что зритель просто рад, что ему ничем со сцены не угрожают, не запугивают жизненными катаклизмами, не поучают, а приглашают в веселый водоворот здоровых человеческих ощущений, которых мы нередко стесняемся.
Нужно было только слышать те аплодисменты и возгласы восторга, которые раздавались в зале в финале, когда артисты выходили на поклон. Когда же выходил кланяться Андрей Романий, — который опять же продемонстрировал свою невероятную пластичную способность, блестящую актерскую фантазию и вулканический темперамент, — то казалось, что от визга восторга зрителей лампочки в светильниках разорвутся...
Жаль, что у нас есть только награды за героизм, а за дарение людям оптимизма наград еще не придумали.
ЭПИЛОГ
В послужном списке Донецкого академического музыкально-драматического театра немало фестивальных наград. Но в большинстве своем они регионального характера. Выражаясь языком шоу-бизнеса, не хватает раскрутки как самому театру, так и его актерам. Например, очень разноплановые и интересные работы показала Оксана Гребенюк. А что касается блестящего Андрея Романия, так он просто стал любимцем львовской публики. И это, учтите, в городе, который практически не знал этого театра. А во Львове гастролеров и фестивальных спектаклей все же можно увидеть немало. Да и самим актерам из Донецка много пользы дали бы поездки в более западные от Львова края, чтобы на людей посмотреть и себя показать. А показывать есть что. Здесь уже слово за стратегами театрального дела.