Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Страшная сказка

В моде новая «игрушка» — расчлененные пупсы
5 октября, 2004 - 20:32

Спички — не единственная опасная игрушка, которую может взять в руки ребенок. Впрочем, игрушки, о которых дальше пойдет речь, страшны не только для детей — они коробят и взрослых. Как оказалось, Чернобыль — это не только национальная трагедия, но и компьютерная «бродилка». В аннотации к ней сказано, что «если вы патриот, то это игра для вас». Действия игры происходят в ядерном реакторе, игрок выступает в роли охранника, которому придется бороться с террористами, решившими захватить ядерный реактор.

Еще одна замечательная компьютерная игра из той же серии — «S.T.A.L.K.E.R.», в которой переплелись реальные последствия аварии на Чернобыльской АЭС и элементы из «Пикника на обочине» Стругацких. Игрок «зарабатывает деньги, вытаскивая раскаленные угли из адской печи Чернобыльской зоны», — гласит аннотация. В целом создатели уверяют, что старались передать атмосферу настоящей индустриально-экологической катастрофы, а в основу игры легли фото- и видеоматериалы, полученные во время поездки в Чернобыль: «Игроки по мере прохождения игры побывают в Мертвом лесу, городах Припять и Чернобыль, проникнут внутрь саркофага Чернобыльской АЭС, пройдут по реально существующим местам в эпицентре произошедшей трагедии», — указывается в аннотации.

Еще дальше пошли в раскручивании национальной трагедии американцы — в США появилась игрушка «11 сентября в Нью-Йорке». Странный сувенир попадается людям в коробках с шоколадками. Это крохотный макет Всемирного Торгового Центра, в который врезается самолет. Как передает utro.ru, представитель компании, которая поставляет в торговую сеть конфеты, сказал, что ошибиться относительно того, что изображает игрушка, невозможно, так как на каждом экземпляре проставлен номер 0911, символизирующий трагическую дату. В компании также сообщили, что эти безделушки были закуплены вместе с другими, которые также вкладывались в коробки с конфетами в качестве сюрпризов.

Но наиболее пугающие «игрушечные» известия приходят из Западной Европы. Там в моду вошли... расчлененные пупсики. Причем выглядят они не как обыкновенный пластмассовый пупс, которому братишка оторвал ногу, а как настоящий младенец, только побывавший в руках Фредди Крюгера. Надо отдать должное художникам — творения их вызывают содрогание и чудесно распродаются: на сайте www.autopsybabies.com, где представлены данные уродцы, многие модели украшены надписью «все экземпляры проданы».

Как рассказывает заведующая отделом игрушек Центра средств обучения МОН Украины Людмила Гладун, в нашу страну такие художественные чудеса, благо, еще не завезли, по крайней мере официально. «Но если в Европе они есть, то обязательно просочатся и к нам», — уверяет Людмила Гладун. Ситуация усугубляется еще и тем, что импортные игрушки не обязаны проходить в Украине психолого-педагогическую экспертизу. Несколько лет назад удалось запретить продажу в Украине желейных костей и черепов китайского производства. «С точки зрения качества продукт был безупречен, но с точки зрения здравого смысла и нормы морали допустить его в продажу было невозможно, — рассказывает Людмила Гладун. — Хорошо, что представители Госпотребстандарта, сами родители, обратились к нам за помощью».

В то же время психологи уверяют, что такие «пупсики» крайне отрицательно влияют на детскую психику. С помощью кукол дети моделируют определенную ситуацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. «Образ игрушки, который формирует ребенка, должен вызывать симпатию, а не отвращение, — рассказывает доктор психологических наук, профессор КНУ им. Т. Шевченко Наталья Максимова. — Ведь девочка, играя с куклой, готовится стать будущей мамой, а мальчик, ведя «в бой» солдатиков, мечтает защищать Родину». Почему же дети с радостью принимают в подарок явно «недееспособные» игрушки? По мнению Н. Максимовой, потому что их дают им взрослые, уверяя, что это хорошо. Механизм внушаемости очень действенен у детей. Причем внушаются в таком случае не только конкурентоспособность страшной игрушки, но и обыденность боли, крови, насилия.

Для ребенка грань между реальным миром и игрой, особенно виртуальной, весьма условна. Как рассказывает кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Практическая психология и социальная работа» Александр Губенко, сюжет, наполненный насилием, делает ребенка более агрессивным и жестоким. Фактор видеонасилия вообще занимает второе место среди причин, порождающих агрессию, уступая только «семейному» фактору. В основе «Чернобыля» и «Сталкера» лежат сюжеты угрожающего типа — игрок находится в очень опасном мире и, соответственно, в большом напряжении. Такие сюжеты порождают у ребенка тревожное ожидание относительно окружающих его вещей. Согласно исследованиям психологов, дети 6—11 лет начинают бояться быть украденными, страшатся привидений, пожаров. Такие игры, как «Чернобыль», еще более обостряют страх. В результате чего ребенок растет более неуравновешенным, неуверенным в себе.

По словам Александра Губенко, в сказках, на которых выросло несколько поколений, равно как и в хороших детских фильмах и в настоящем искусстве вообще, через страдание и жизненные коллизии добро побеждает зло. Происходит катарсис, т.е. очищение и возвышение души. Но в большинстве компьютерных игр катарсиса не возникает, что только обостряет страхи и фобии.

Виктория ГЕРАСИМЧУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ