На столичные экраны вышла скандальная картина Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», получившая в этом году главный приз Каннского кинофестиваля «Золотая пальмовая ветвь» и награду журналистов ФИПРЕССИ.
Кроме, собственно, еще большей скандальной славы, которая закрепилась за американским кинодокументалистом после отмеченного «Оскаром» фильма «Боулинг для Колумбины» (на наших экранах шел месяц назад), за свой новый, обошедшийся в 6 млн. долларов фильм он получил еще и приличное финансовое вознаграждение. Правда, всю прибыль от проката, исчисляющуюся уже более чем в 100 млн. долларов, обещано пустить на благотворительные цели. Статистика посещения «Фаренгейта 9/11» опровергала самые смелые ожидания, только в течение одного дня картина заработала на полтора миллиона больше, чем, например, идущая в то же самое время популярная комедия «White Chicks». При этом число кинотеатров, показывающих документальную ленту, было в три раза меньше.
Столь неожиданный интерес публики к документальному кино перестает удивлять, если учесть тему фильмов Мура и их обвинительный пафос в адрес сильных мира сего (мы всегда будем чувствовать себя обманутыми и искать удовлетворение в разоблачении великого обмана, вселенского заговора правителей против толпы). В «Фаренгейте 9/11» режиссер, с присущим ему журналистским напором, расследует связи семьи Бушей с семьей Осамы бин Ладена, озадачивая своих соотечественников непростым вопросом: как же так случилось, что у погрузившего 11 сентября Америку в ад «главного террориста» и у их президента так много общих друзей и интересов? От расследования скрытых от посторонних глаз тесных экономических связей двух известнейших в мире семей режиссер переходит к Иракской войне, в которой, с одной стороны, гибнет мирное арабское население, а с другой — американские парни, среди которых преобладают жители оказавшихся в социально-экономическом коллапсе районов Америки. Проскальзывающая в самые потаенные щели мировой политики камера Мура преследует прямо на улице американских конгрессменов, которым режиссер раздает рекламные армейские буклеты Пентагона и предлагает государственным мужам отправить своих детей воевать в Ирак. Как отказать себе в удовольствии посмотреть на то, как всесильные политики, смутившись, убегают от не имеющего и десятой доли их политического влияния в обществе режиссера?
Невиданный успех фильма порадовал Майкла Мура не только возможностью пополнить личный счет в банке, но и самим фактом стремительно возросшего интереса к документальному кино, из которого, по мнению режиссера, зрители могут узнать что-то новое. Режиссер даже предположил, что голливудские боссы должны изменить свое отношение к этому жанру кинематографа. Хотя, строго говоря, ничего принципиально нового Мур в своем фильме не рассказывает. Не знаю, как обстоят дела с образованием у американцев, но нам еще в советской школе объяснили, что государство — аппарат насилия, а значит и тотального обмана. Ибо насилие свое оно пытается выдать за любовь и заботу. Ту же несложную истину, что всякий дорвавшийся даже до маленькой власти человек не в силах устоять от соблазна служить себе и своей семье, а не тем, кому служить поставлен, каждый из нас имел возможность постичь не только на школьных уроках. Лучшим уроком на тему отношений власти и эксплуатируемого ею индивидуума для каждого человека становится личный опыт. Тем не менее, невзирая на очевидную банальность идей, положенных в основу фильма, он впечатляет нас, поскольку Мур со свойственной ему дотошностью исследующий все хитросплетения американской политической жизни разрушает еще один миф о великой и справедливой стране. И сокрушает в нас последнюю, пусть и слабую надежду на то, что где- то под этим небом голубым есть справедливость, есть свобода, есть уважение к этой свободе. Америка, которая кичится своими свободами и рекламирует на каждом шагу преимущества своего образа жизни перед бескомпромиссной камерой Мура предстает не намного более свободной и демократичной страной, нежели те государства, которые она поучает с помощь танков и самолетов. При 451 градусах по Фаренгейту воспламеняется бумага. «При 911 градусах, — уверяет режиссер, — сгорает свобода». И надежда на правду и справедливость в этом мире, — добавим мы.