Украина отпраздновала 13-годовщину своей независимости. Наряду с серьезными экономическими достижениями, впечатляющими изменениями в политической и социальной сфереах, происходят существенные сдвиги и в общественном сознании. И для политических элит, и для рядовых граждан становится все более очевидным, что, создав и отстояв Украинскую Государственность, необходимо переходить к формированию Единой Украинской Нации.
В своей речи в честь тринадцатой годовщины независимости Украины Президент Украины Л.Д.Кучма назвал процесс созидания нации основой существования государства. Ни одно здание не было построено без цемента, каким для успешного государственного проекта является нация. Вслед за Президентом зададимся вопросом, есть ли она в Украине — современная монолитная политическая нация, без принадлежности к которой не мыслит себя каждый её гражданин? Существование нации опирается на сознательную волю её членов, и поэтому нация — это коллектив людей, которые хотят быть государством или есть им. Именно поэтому в некоторых западных языках слово «нация» употребляют как синоним слова «государство», отметил Президент Украины.
Каждая нация, как и человек, имеет свою неповторимую судьбу. Она складывается из множества факторов, среди которых исторические предпосылки, политические установки, ментальность народа и т.п.
Оценивая имеющийся в этом отношении международный опыт, можно выделить несколько моделей формирования наций.
Во-первых, это классические национальные государства. Их фундаментом и стержнем были моноэтнические общности в единстве политических, культурных, исторических и географических границ. Так были созданы Германия, Франция, Польша да и большинство современных европейских держав.
Во-вторых, это многонациональные государства, в основе которых заложен принцип диалога, взаимодействия между несколькими базовыми, достаточно автономными этническими группами, формирующими нацию. Это отразилось как на характере их политического устройства, так и на государственной идеологии. Примерами таких государств являются Канада и Швейцария, где единую политическую нацию составляют различные национально-культурные общности.
В-третьих, существуют государства- системы, в которых фактор общей государственности (точнее, сверхгосударственности, надгосударственности) является приоритетным и доминирует над всеми прочими особенностями. Примеры таких систем — США, Китай и Россия, а также ЕС — с точки зрения тенденций и перспектив развития.
В-четвертых, можно выделить особую группу клерикальных государств, где основным фактором обеспечения общественного и государственного единства является общность религиозных ценностей и лояльность соответствующим институтам духовной власти. В соответствии с этой схемой государственного строительства развивается ряд стран исламского мира.
Каждая из этих моделей формирования нации имеет право на существование и является объективно эффективной в конкретно-исторических условиях. Однако очевидно, что при выборе концепции построения современной украинской нации за основу должны браться те идеи и символы, которые способны «работать» в Украине, имеют наивысший консолидирующий потенциал, являются наиболее адекватными внутренним и внешним условиям, а также позволяют выйти на качественно новый уровень общественного развития.
Какие же идеи и ценности могут стать основой формирования единой украинской нации?
Очевидно, что исходные предпосылки формирования украинской политической нации имеют множество схожих черт с теми странами, где нации создавались на многонациональной основе. В этих условиях радикальный политический лозунг «Украина — для украинцев!» должен быть окончательно отброшен и совместными усилиями найдена новая формула «украинства». Для этого необходимо реконструировать в современных формах весь культурно-исторический «узор» украинской нации, во всем его этническом многообразии. Именно сейчас мы наблюдаем рождение новых явлений украинской культуры, как массовой, так и элитарной, в том числе и моды на украинскую самобытность. Европейский успех Русланы — тому свидетельство. Это важнейший шаг на пути культурного одухотворения всего процесса национального строительства.
У юной нации появляются новые символы, олицетворяющие ее успех на международной арене, — Андрей Шевченко, Руслана Лыжичко, братья Кличко. Неважно, на каком языке они говорят, неважно, где они родились и где работают в настоящее время, важно, что они осознают себя украинцами. Благодаря им молодое поколение наших сограждан понимает, что можно гордиться тем, что ты — украинец.
Особое внимание следует обратить на такой «неклассический» фактор национального строительства, как политико-экономическая мотивация общественного развития. Любая политически состоятельная нация сегодня имеет свою собственную «национальную экономическую идею». К примеру, для Европейского Союза — это догнать США к 2015 году; для Казахстана — стать среднеазиатским «экономическим тигром» и более чем утроить ВВП к 2015 году; для России — это удвоение валового внутреннего продукта к 2010 году. Такие идеи несут необходимый мобилизующий и солидаризирующий потенциал, а значит — могут быть использованы в практике национально-государственного строительства и в Украине. Мы давно и много говорим о национальной идее, но понимаем ее в терминах XIX века. А на дворе уже третье тысячелетие.
Мы должны учитывать еще одно важное обстоятельство. У современной нации, нации эпохи глобализации, должен быть сформирован четкий образ и программа будущего. Нам необходимо задуматься о выработке национальной стратегии XXI века, которая станет основой для выработки программ развития и сценариев будущего Украины.
С этой точки зрения в качестве одного из факторов укрепления национального единства можно рассматривать гуманитаризацию внешней политики Украины, что подразумевает более активную работу с украинскими диаспорами и государствами, с которыми исторически и культурно связаны национальные меньшинства, проживающие на территории нашей страны. Это дало бы возможность не только формировать позитивный международный образ Украины, но и способствовать решению целого ряда стратегически важных вопросов. Таких, например, как предоставление Украине статуса страны с рыночной экономикой, продвижение в ВТО, привлечение «этнических инвестиций» в экономику и т.п.
Что касается внутренней межнациональной политики в Украине, то здесь заметный «обновляющий» эффект могла бы дать модернизация (на основе современных международных стандартов) законодательства, регулирующего сферу межнациональных отношений, а также более активное включение украинской диаспоры (в широком, неэтническом понимании этого термина) в общественную и социально-экономическую жизнь страны.
Есть еще один важный фактор национального строительства, который не имел ранее такого значения, как ныне, — учет тенденций развития народонаселения. Речь идет о целенаправленной и эффективной демографической и миграционной политике. То, что Украина относится к числу «стареющих наций», — факт объективный. И с ним не считаться нельзя. Но Украина не должна быть «вымирающей» нацией. Для нормального воспроизводства общества, для нормального развития экономики в течение следующих десятилетий Украине потребуются дополнительные рабочие руки, головы и капиталы. Их может дать грамотная политика «демографического перехода» — стимулирование рождаемости, а также экономически продуктивной миграции.
Сегодня, говоря о формировании украинской политической нации, мы должны отдавать себе отчет в том, что находимся только в самом начале большого и нелегкого пути, в условиях, когда даже содержание самого понятия «национальное» претерпевает существенные изменения. Меняется характер отношений гражданина и государства, расширяется и «расслаивается» жизненное пространство обычных («пересічних») людей, формируются новые мотивы и основания солидарности людей в обществе. Новые нации — это духовно, экономически и политически сплоченные общности свободных и творчески активных граждан. Поэтому именно формирование Украинского Гражданина должно стать основой концепции украинского нациетворчества на нынешнем этапе.
Синтез традиций и инноваций, учет глобальных тенденций и раскрытие внутреннего потенциала страны — таким видится ключ к формированию украинской нации новой исторической эпохи и одновременно тест на способность элит и широких слоев общества к масштабному историческому творчеству.