Украинским избирателям из достаточно вялой на этих выборах рекламно-агитационной кампании больше всего запомнились листовки и биг- борды кандидата в президенты Виктора Януковича. Как свидетельствуют данные всеукраинского социологического опроса, проведенного с 26 августа по 5 сентября Социологической службой Национального института стратегических исследований (опрошен 1801 респондент), почти половина населения страны (49%) за последний месяц отметила креатив штабистов действующего премьера. Гораздо меньше украинцам запомнилось «Так!» Виктора Ющенко (13,5%). Всего 3% и 2% населения соответственно отметили рекламу кандидатов Петра Симоненко и Александра Мороза. Что же касается агитационных материалов других кандидатов, то количество тех, кого они впечатлили, настолько мизерно, что приводить эти цифры (доли десятых) здесь просто нет смысла. Вообще не помнят никакой политической рекламы 11% опрошенных, а 14% затруднились ответить на вопрос — очевидно, плакаты видели, а за кого они агитируют — не рассмотрели
Исход грядущих выборов, как уже понятно всем интересующимся кампанией, зависит от них. Они — «неопределившиеся». И все усилия политтехнологов, вся дорогущая реклама на телевидении, бигборды и листовки — это для них. Кто они? Чем отличаются от тех своих сограждан, кто уже положил свой голос на чашу весов предвыборного «социологического» противостояния? На этот вопрос попытались ответить недавно отечественные социологи, разделив украинское общество на три группы: потенциальные избиратели двух лидеров президентской кампании Виктора Ющенко и Виктора Януковича (по намерениям респондентов поддержать одного из этих кандидатов во втором туре) и неопределившиеся. Или, как уточняет президент Киевского международного института социологии Валерий Хмелько, «неопределенные». Поскольку в последнюю группу эксперты включили три категории респондентов: тех, кто сказал, что не пойдет голосовать («Они ведь могут еще и передумать»); тех, кто сказал, что они будут голосовать против обоих кандидатов (тоже могут передумать) и тех, кто не захотел отвечать, когда им предложили «молчание вместо неискренности». Вместе «неопределенные» составляют почти треть украинских избирателей (32%).
Отвечая на одинаковые вопросы социологической анкеты, три эти группы демонстрировали порой разное виденье сложившейся в стране ситуации, а также стратегии развития украинского государства. В немалой мере это обусловлено тем, что электораты основных кандидатов существенно различаются по региональному признаку, а разнонаправленность, в частности внешнеполитической ориентации Запада и Востока страны — вещь известная, обоснованная и пока не исправленная отечественными политиками. Напротив, последние с удовольствием пользуются этими различиями.
Превалирующее большинство «неопределенных» не устраивает состояние дел в Украине. Впрочем, в этом они мало чем отличаются от тех, кто намерен поддерживать Ющенко (среди них тоже 78% недовольных), и даже от тех, кто планирует голосовать за Януковича (60%). Также большинство наших сограждан (в трех анализируемых группах) не устраивает и то, как складывается их собственная жизнь. Здесь мы, скорее всего, имеем дело с пресловутым ментальным «все плохо». Меньше всего, кстати, эта черта выражена у избирателей Януковича — среди них «жалуются на жизнь» 63% против 70% у сторонников Ющенко и 69% среди «неопределенных».
Теперь что касается вопросов стратегических. Большинство респондентов в трех анализируемых категориях считает, что в Украине нужно создать равные возможности государственному управлению экономикой и развитию частного предпринимательства (среди определившихся респондентов таких по 36,6%, среди колеблющихся — 29%). За полное или превалирующее господство государства в экономических вопросах больше всего выступают «неопределенные» респонденты (44%), меньше всего — сторонники Ющенко (35%). Преимущество развитию частного предпринимательства, тем не менее, почти в равной степени отдают избиратели обоих кандидатов (16% у Ющенко и 17% у Януковича), меньше настроены давать «зеленый свет» бизнесу «неопределенные». Кстати, среди последних больше всего тех, кто не смог дать внятного ответа не только на вопрос о поддержке во втором туре одного из двух кандидатов, но и о том, какую экономическую систему следует иметь Украине (14,5%).
Более существенные различия между электоратами — во внешнеполитических настроениях. Так, большинство потенциальных избирателей Ющенко считают, что народу Украины будет лучше в Европейском Союзе (43%). Те же, кто намерен поддержать Януковича, больше приветствуют союз Украины с Россией и Беларусью (60%). Солидарны с последними и «неопределенные» респонденты (57%).
Еще один водораздел между электоратами — вопрос статуса русского языка. Около 40% респондентов трех групп — за «нейтральное» решение этого вопроса. Они считают, что русский язык следует сделать вторым официальным, но только в тех областях, большинство населения которых этого желает. В то же время 33% сторонников Ющенко — за устранение русского языка из официального общения по всей Украине (эту же точку зрения разделяет всего 7% избирателей Януковича и 10% избирателей «кандидата Икс»). И наоборот, 54% готовых голосовать за действующего премьера полагают, что русский язык следует сделать вторым официальным. Поддерживают это предложение и немало респондентов из «неопределенных» (43%) и... электората Ющенко (22%).
По своим социально-демографическим характеристикам три анализируемые электоральные группы отличаются мало. Немного моложе электорат лидера «Нашей Украины»: 45% его составляют те, кому до 40 лет (Януковича будут поддерживать 35% представителей этой возрастной категории). Среди «неопределенных» те, кому от 18 до 40, составляют 38%.
Ни один из кандидатов не сможет козырнуть тем, что среди его сторонников большинство — люди с высшим образованием. В практически одинаковых долях в трех электоральных группах присутствуют люди, не закончившие среднюю школу (19% — у Ющенко, по 18% — у Януковича и «кандидата Икс»), закончившие только среднюю школу (соответственно 29%, 29% и 30%), получившие специальное среднее образование (29%, 31% и 27%) и выпускники вузов (23%, 22% и 24%).
Наиболее заметные различия между электоратами основных кандидатов — это язык общения и место проживания. Так, большинству «ющенковцев» легче общаться на украинском языке (64%), а сторонникам Януковича — на русском (66%). Среди «неопределенных» респондентов 39% предпочитают украинский язык, 45% — русский. В последней категории избирателей больше всего присутствует граждан, которые в равной степени владеют обоими языками (16% против 9% у Ющенко и 15% у Януковича). Язык общения — это еще одна характеристика электората, тесно связанная с его региональной принадлежностью. 66% тех, кто намерен поддержать во втором туре В. Ющенко, — жители украиноязычных Западного и Западно-Центрального регионов. Напротив, 67% сторонников кандидата Януковича живут на Юге и Востоке страны. Среди «неопределенных» больше всего жителей Западно-Центральных областей Украины — 29%. Много их также на Юге страны — 21,5%, по 19% — в Восточно- Центральном и Восточном регионах. Меньше всего на Западе — 11%.
Основную часть электората лидера «Нашей Украины» составляют сельские жители (42,5%), большинство избирателей Януковича и «неопределенных» живут в больших городах, население которых составляет более 500 тысяч человек (соответственно 48,5% и 47%).
Как видим, «неопределенные» не многим отличаются от своих «убежденных» сограждан. Почему же все- таки им трудно сделать выбор? По словам президента КМИСа Валерия Хмелько, эта электоральная группа, в отличие от тех избирателей, которые определились, внутренне противоречива: по оценке социально-экономической ситуации, по своим жизненным ощущениям она ближе всего к электорату Ющенко. Но что касается вопросов внешнеполитической стратегии Украины — об отношении к России, к НАТО, к Евросоюзу, а также статуса русского языка — их «тянет» к Януковичу. «Образно говоря, эта часть избирателей оказалась в положении Буриданова осла — им сложно сделать выбор. И что возьмет верх — сказать трудно», — заключает В. Хмелько. Вполне вероятно, что часть из них так и не сможет определиться и все-таки не придет на выборы, а часть определится прямо в кабинке. «Не корову же выбираем»?
P.S. Анализ электоратов проведен на основании всеукраинского представительного опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии совместно с Фондом «Демократические инициативы» с 25 августа по 3 сентября. Опрошено 1980 респондентов в возрасте от 18 лет.
КОММЕНТАРИЙ
Свое виденье архитектуры электорального ресурса основных кандидатов высказал позавчера на пресс-конференции руководитель Социологической службы Национального института стратегических исследований Виктор НЕБОЖЕНКО. По его мнению, у В. Януковича она напоминает звезду — «эпицентр народной любви к кандидату находится в Донецкой области и дальше постепенно растекается по всей территории страны». У В. Ющенко же эта архитектура «имеет характер оси «Западная Украина — Киев», и его штабы в основном ведут бои вправо и влево от этой оси».
Также, по словам В. Небоженко, основу электорального ресурса ведущих кандидатов составляют разные социально-демографические группы. Януковича намерены поддерживать «бюджетники, работники госпредприятий, часть пенсионеров, не идеологизированных левыми, русскоязычное население, инженерно-технический персонал предприятий. А Ющенко отдают предпочтение жители села, молодежь, мелкая буржуазия, и очень мало обеспеченная, вплоть до безработных, часть населения страны».