Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фокусы Харькова

В первой столице проходят выставки, посвященные старому городу и известным харьковчанам
13 сентября, 2004 - 19:57
ЭКСПОЗИЦИЯ РАЗМЕЩЕНА ПРЯМО НА УЛИЦЕ

Есть такое поверье, что пока живущие помнят об умершем, он остается жив. В противном случае его имя предается забвению. Поэтому события, люди, изображения которых остались на полотнах, фотографиях, как бы оживают, донося до потомков неоценимую информацию о том, чего уже никогда не будет. На фотовыставке «Харьков. Люди. Город. Время» представлены копии фотографий дореволюционного Харькова и его жителей в период с 60-х годов XIX века по 1917 год. Организатор экспозиции известный харьковский фотохудожник Владимир Оглоблин рассказывает, что большинство из ста пятидесяти фотографий харьковчане увидели впервые. Создание выставки заняло около пяти лет, так как было очень тяжело разыскать старинные фото. Под одной крышей были впервые собраны работы более тридцати фотографов Харьковщины. Все фотографии поистине уникальны — на них изображен Харьков, которого уже никогда не будет.

Владимир Оглоблин фотографией занимается уже 20 лет, но когда к нему случайно попало несколько старых снимков работы известнейшего фотохудожника Иваницкого, как он сам признался, почувствовал настоящую профессиональную зависть. Говорит, что так снимать уже не умеют. Например, его снимки крушения царского поезда в свое время обошли весь мир. Позже на этом месте построили деревянный Спасов скит. Ужасы революции не обошли стороной фотографа — осенью 1919 года он пропал, и лишь год назад стало известно, что по решению «Чрезвычайной тройки» его расстреляли в декабре 20-го. А в 30-е годы бесследно исчез изъятый чекистами личный архив Иваницкого. Единичные снимки сохранились чудом.

Среди представленных на выставке фотографий можно увидеть в сравнении сценки из жизни людей разных сословий. На одном снимке — господа офицеры на природе. Вино, закуска, рюмки. На другом — пролетарии на пикнике. У них все демократично — вместо вина «казенка», то есть водка, и жестяные кружки. А уж совсем «прилично» отдыхает цвет интеллигенции на именинах профессора Сумцова.

История Харькова того же периода в судьбах людей, мало известных широкой публике, — тема выставки «Харьков. Ностальгия». Документы, фотографии, дневниковые записи и письма из архивов. По крупицам собирались забытые факты, по обрывкам воспоминаний восстанавливались эпизоды жизни семей разных сословий. Директор Харьковского культурного центра «Сирин» Татьяна Бабина рассказала, что ее коллектив мечтал рассказать горожанам о харьковской старине. Атмосферу и дух того времени авторы проекта передали в современных формах коллажей и инсталляций. Личные вещи, к сожалению, почти не сохранились. Кроме преданных забвению людей, на выставке присутствуют и неизвестные портреты всем известных людей. Многие из этих фотографий не предназначались для публичного просмотра, потому что они были исключительно в семейных альбомах. Вот, например, на одной из таких фотографий изображен маленький будущий академик Николай Барабашов, которого знают все харьковчане и приезжие города, — по крайней мере, по фамилии, ставшей теперь названием самого крупного в Украине рынка.

Особый тон в жизни харьковского общества задавали интеллигентные женщины. Не только красотой, но и образованностью славились сестры Синяковы. Эти женщины обладали удивительным даром — притягивать к себе творческих людей. Очень много поэтов, которые приезжали в Красную поляну, где находился дом Синяковых, влюблялись в сестер и, вдохновляясь, писали и посвящали им стихи. Вера Абрамовская, арт- директор клуба «Сирин», выдвинула даже смелое предположение, что футуризм зародился в Харькове, потому что все футуристы приезжали сюда и писали свои стихи. Посудите сами: в Надежду Синякову был влюблен Борис Пастернак, музой и женой поэта Николая Асеева стала Оксана. Младшая из сестер, Вера, пленила знаменитых поэтов-футуристов Велимира Хлебникова и Давида Бурлюка. Старшей, Зинаидой Синяковой, оперной певицей, был увлечен Владимир Маяковский.

Мелькают перед глазами лица, судьбы, истории столетней давности, и в этот момент понимаешь, насколько важна для людей память. Практически все фотографии, с которых делали копии для выставки, предоставили местные коллекционеры и потомки известных харьковских фамилий — Бекетовых, Багалеев, Иваницких, Дерибо и многих других.

И уж совсем приблизилась к спешащим жить людям выставка под названием «Харьков: Каким он был. Какой он есть. Каким он мог бы быть». Организаторы прямо на улице выставили на суд прохожих уникальные снимки старого и современного города, размещенные на стендах по принципу «когда-то и сейчас». Здесь каждый может приостановиться и вглядеться в снимки, выискивая в старых изображениях очертания знакомых, ныне существующих улиц, домов. Многие фотографии не подписаны, заставляя людей озадаченно нахмуривать брови в попытках узнать местность, которая очень сильно изменилась за столетие. Что касается единственного эскиза, представляющего город будущего, то он, по выводу горожан, на Харьков совсем не похож и довольно безликий. Будущее видится намного ярче.

Марина ГОЛИНА, Харьков. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ