Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как преобразовать Черноморский регион?

13 сентября, 2004 - 19:57

Кровавая развязка кризиса с заложниками в здании школы в Северной Осетии и недавние столкновения в Грузии между правительственными войсками и сепаратистами привели к тому, что неспокойный Черноморский регион вновь попал на первые страницы газет. Этот рост насилия представляет собой также сигнал тревоги для Запада, подчеркивая необходимость новой евроатлантической стратегии в жизненно важном регионе, находящемся на перекрестке Европы, Азии и Ближнего Востока.

Действительно, Черноморский регион находится на восточной границе евроатлантического сообщества со всем Ближним Востоком. С учетом того, что список стратегических проблем Запада сейчас возглавляют Афганистан, Ирак и Иран, утверждение демократии и безопасности на этих новых пограничных территориях евроатлантического сообщества стало непреложной необходимостью как для США, так и для ЕС. Более того, успех в этом деле может научить нас тому, как облегчить пугающий процесс реформ и модернизации на Ближнем Востоке в целом.

Грузия зимой прошлого года продемонстрировала, что желание осуществить радикальную реформу сейчас существует. Впервые за все время одна из стран региона подкрепляет свои устремления конкретными мерами, необходимыми для того, чтобы стать реальным кандидатом на вхождение, в конце концов, в состав евроатлантических структур. Те, кто посещает сейчас столицу Грузии — Тбилиси, наблюдают столь же сильную решимость присоединиться к Западу, какая наблюдалась десятилетие назад в странах Балтии.

Как Америка, так и Европа заинтересованы в успехе этих усилий, в особенности потому, что они стремятся найти альтернативу поставкам нефти из Саудовской Аравии и района Персидского залива. Черноморский регион вот-вот станет ключевым каналом, по которому нефть и природный газ, не происходящие из стран ОПЕК и Персидского залива, будут поступать на рынки Европы и далее. Поэтому долгосрочная стабильность в Черноморском регионе и его интеграция с Западом крайне важны для стратегии долгосрочной энергетической безопасности стран- членов ЕС и НАТО.

Закрепление этих стран в составе Запада не будет легким. Каков будет конечный результат — улучшение отношений или полная интеграция этих стран в ЕС и НАТО, — этот вопрос остается открытым. Но обе организации должны протянуть руку этим странам, и этот процесс следует воспринимать как следующую фазу достройки «расширенной Европы».

Как должна выглядеть новая смелая, но тем не менее реалистичная стратегия ЕС и НАТО относительно Черноморского региона? Ясно, что страны этого региона еще более слабые и отсталые, чем прежние кандидаты на интеграцию с Западом. Но хорошей чертой является то, что ЕС и НАТО находятся в гораздо лучшем положении для выработки честолюбивой стратегии, чем они находились десятилетие назад по отношению к Центральной и Восточной Европе. Если ЕС и НАТО примут решение реализовывать смелую программу проникновения в этот регион, у них будет возможность воспользоваться существующими инструментами, талантливыми замыслами и практическим опытом.

Например, уже сейчас в НАТО входят три страны — Болгария, Румыния и Турция, — имеющие выход к Черному морю. Что касается ЕС, то кандидатский стаж Румынии и Болгарии должен быть успешно завершен, как должен быть разрешен вопрос со вступлением Турции. ЕС, в который входят София и Бухарест и на пути к которому находится Анкара, будет хорошо подготовлен к тому, чтобы приступить к освоению всего региона.

ЕС также нужно наполнить реальным содержанием свои новые «Принципы отношений с соседними странами», в то время как НАТО необходимо применять новые механизмы для укрепления связей с регионом. Обе организации должны мыслить не в терминах 100 — или 200-метрового забега, а настраиваться на более длинную дистанцию, возможно, марафонскую. Если страны региона ухватятся за эту идею, содружество нынешних членов ЕС и НАТО может выступить с предложением проектов помощи, способствующих укреплению самобытности и единства Черноморского региона.

Недавние события в Грузии напоминают нам о том, что разрешение «дремлющих конфликтов» в регионе — например, в отколовшихся Южной Осетии и Абхазии, Приднестровье в Молдове и Нагорном Карабахе в Азербайджане, — должно стать первоочередной задачей. В действительности эти конфликты не являются «дремлющими»; это гноящиеся раны, порождающие коррупцию и организованную преступность. Они препятствуют демократизации и вызывают нестабильность. Хотя эти конфликты связаны с историческими претензиями, посторонние действующие стороны также вносят свой вклад в их затягивание. А между тем их разрешение жизненно необходимо для успешных преобразований.

До сих пор ни Америка, ни Европа не поставили эти конфликты во главу угла. Разрешение этих вялотекущих войн требует усиления политического вмешательства, экономической вовлеченности и готовности обеспечить присутствие западных миротворческих сил и наблюдателей, когда в этом возникнет необходимость (если она возникнет).

Но для долгосрочного мира и стабильности, требующихся для проведения экономической и политической реформы в регионе, необходимо также, чтобы Россия изменила свое поведение или чтобы ее влияние уменьшилось. Опыт последнего десятилетия показывает, что политика активного вовлечения Кремля при одновременной защите фундаментальных интересов Запада — возможно, наилучший путь.

Выработка новой евроатлантической стратегии для Черноморского региона должна начинаться с осознания демократическими странами Северной Америки и Европы того, какова их моральная и политическая ставка в отношении исхода этого процесса. Распространение стабильности и безопасности на эти страны является следующим логическим этапом в построении «единой и свободной» Европы и укреплении восточной границы евроатлантического сообщества с Ближним Востоком. В следующем десятилетии эта задача будет столь же важной, как была в 90-е годы задача интеграции Центральной и Восточной Европы в западный мир.

Рональд Д. АСМУС — член правления Немецкого фонда Маршалла. Работал заместителем помощника госсекретаря США по европейским вопросам в 1997—2000 годах.

Рон АСМУС
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ