Начать с посудомойщика и стать миллионером. Таково стереотипное представление об американской мечте. Проваляться всю жизнь на печи, а потом «по щучьему велению» стать царем. Это сказочное отображение другой мечты. А о чем мечтают украинцы? «День» представляет мнения об украинской мечте (и реальные мечты) самых разных жителей нашей страны — от премьер-министра и народных депутатов до учительницы младших классов. Показательно, что во многом все эти высказывания совпадают.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Виктор ЯНУКОВИЧ, премьер-министр Украины, кандидат в президенты:
— Я знаю, что такое лишения, и я знаю, как бедность унижает человека. С детства мечтой моей жизни было, чтобы в Украине не было бедности, чтобы Украину вытянуть из нужды, чтобы создать в Украине европейские стандарты жизни. Как руководителю правительства мне удалось реализовать некоторые мои планы, направленные на ликвидацию бедности и на повышение среднего уровня жизни в Украине. То есть ликвидировать бедность в Украине — это не только моя мечта, но и мои реальные планы. Я ставлю эту цель перед собой после президентских выборов также. Перед украинцами должна стоять единая цель: ликвидация бедности в нашей стране, обеспечение европейского уровня жизни. Этого можно достичь последовательным настойчивым трудом всех — от рядового человека до самого высокого государственного руководителя.
Виктор ЮЩЕНКО, лидер блока «Наша Украина», кандидат в президенты:
— Украинская мечта — это великая и богатая страна, которой гордятся ее граждане и уважают соседи. Я убежден, что все вместе мы построим такую страну уже через несколько лет. И тогда сюда вернутся те 20 миллионов украинцев, которые сегодня разбросаны по всему миру и вынуждены искать лучшую судьбу в других странах.
Леонид КРАВЧУК, народный депутат, первый президент Украины, лидер фракции СДПУ(О):
— Украинская мечта ничем не отличается от американской или европейской. Потому что, по большому счету, мечта каждого человека — быть счастливым и жить в демократическом обществе, быть защищенным от любых непредвиденных проблем.
Но есть и сугубо национальные нюансы: особенности менталитета, особенности исторические. Скажем, жил народ все время свободно или находился под чьей-то пятой — все это накладывает отпечаток на сознание каждого народа. Если мы, например, 350 лет жили с Россией, а до этого все время воевали то с поляками, то с турками за свою независимость, свою землю, причем, постоянно защищаясь от захватчиков, а не идя с оружием к кому-то, то у нас соответствующий и менталитет. Поэтому украинская мечта является очень глубокой и звучит так: «Не просто жить в демократической стране, а быть независимыми». Когда мы все время делаем акцент на том, что Украина — независимая, это означает, что мы реализовали наше историческое стремление. Те элементы, которые характерны для каждого человека, — счастье, любовь, благосостояние, демократия, законность — это для всех, а вот этот момент «независимости» — это для нас. А если объединить все перечисленное выше, то это и будет настоящая украинская мечта.
Валерий ПУСТОВОЙТЕНКО, глава НДП:
— В первую очередь украинская мечта заключается в желании быть хозяином, хозяином в своем доме, и ни в коем случае не батраком. Украинцу нужна собственность, хотя бы небольшой кусок земли, где он будет работать со своей семьей. Соборность и неконфликтность — главные приоритеты в повседневной жизни народа. Поэтому мечта этого народа состоит в достижении покоя, взаимопонимания — как в своем кругу, так и с соседями. Также для нас характерно стремление к социальной справедливости. Последняя возможна при условии, когда государство не делает подачек в форме «материальной помощи», а создает эффективные правовые и экономические условия для труда, учебы, обеспечения достойных пенсий. Мало кто осмелится возражать, что мы являемся частью европейской цивилизации и, соответственно, нам, украинцам, органически присущи гуманистические идеи неприкосновенности прав человека, представления о государстве, где господствует право и народовластие, где власть и общество не враждуют, а сотрудничают друг с другом. Следовательно, идеал европейского единства также является воплощением украинской мечты. А ее реализация возможна при условии, когда эти ориентиры станут жизненными принципами для большинства граждан. Наше общество многогранно, и общая для всех мечта может быть только продуктом общественного согласия, гражданского понимания и компромисса между этническими, языковыми, религиозными и культурными группами.
Екатерина ВАЩУК, народный депутат, фракция НАПУ:
— Мне очень хочется, чтобы все наши граждане связывали собственное будущее и будущее своих детей с этой землей. Украина у украинцев должна ассоциироваться с доброй матерью, хранительницей и защитницей. Каждый мечтает о таком месте, где можно спокойно жить, работать, растить детей, а пожилым людям — встречать старость. Только мы можем обустроить собственное завтра. Украина должна стать страной для своих граждан, государством европейского образца, где личность является наивысшей ценностью. Мне не нравятся аналогии с «американской мечтой», связанной с культом денег, силы. Доллар не может быть мерилом человеческого счастья. В государстве, которое строится на основах нравственности, общецивилизационных ценностей, где каждый может свободно развиваться и проявлять свои таланты, живется значительно лучше.
А лично я, как гражданка этой страны, мечтаю о том, чтобы мои соотечественники не уезжали искать счастья на чужбине, а находили его здесь, дома.
«РЕСПУБЛИКА ДУХА»
Петр КРАЛЮК, доктор философских наук, профессор Национального университета «Острожская академия»:
— «Украинская мечта», как мне кажется, очень проста. Даже прозаична. Хорошо жить: иметь еду, крышу над головой, вырастить детей и поставить их на ноги. Рядового украинца никогда не волновала и, вероятно, не будет волновать высокая идея. Помню, буквально через несколько месяцев после провозглашения независимости милицейский чин районного масштаба в разговоре со мной сказал: «Петр, зачем мне трезуб на фуражке? Лучше бы дали пару тон угля, чтобы отопить дом». В этом наша беда и, как ни парадоксально, наша сила. Рядовой украинец не думает о том, что выходит за круг его интересов. Его хата с краю. Возможно, поэтому мы так долго шли к государственной независимости. И имеем ли мы настоящую независимость?
Но это «моя хата с краю» давало возможность нам выживать несмотря на гнет оккупантов, войны, голодоморы и тому подобное. Украинцы упрямо продолжали свой род, упрямо растили детей, пытались дать им образование. За свою независимость в 1991 году украинцы проголосовали, потому что думали, что будут хорошо жить. Ведь у них не будут забирать хлеб, мясо... Такой и была тогда украинская мечта. Но мечта — как горизонт. Она то приближается, то отдаляется. Рядовой украинец уже не мечтает, что может нормально жить в своем государстве. И поэтому он пытается реализовать свою мечту за границей. Уже семь миллионов украинцев там! Чего они хотят? Заработать в богатой загранице несколько тысяч долларов, чтобы создать нормальные условия для себя и своих детей. К сожалению, приблизительно так выглядит сегодняшний вариант «украинской мечты». Хотелось бы мечтать иначе!
Сергей КРЫМСКИЙ, философ:
— Если временно ослабить давление на наше сознание повседневности с ее императивами выживания, обеспечения достойной жизни, то на первый план выйдет многовековая мечта о построении в Украине, по выражению Сковороды, «Республики Духа». Именно о ней мечтал в тяжелые времена подавления гайдамаччины украинский философ. Тем более актуальной остается эта мечта на 13-леттие Независимости Украины, которое, казалось бы, должно было завершить духовную перспективу украинской истории. Ведь мы забыли, что украинская государственность, как никакая другая (кроме, по-видимому, Республики Индии), была подготовлена тысячелетним желанием народного духа.
В то же время, за время Независимости стала как-то забываться категория экономической свободы, без которой невозможна свобода политическая. Прагматичные рассуждения стали заслонять и необходимость манифестации украинской культурной классики, без которой невозможна свобода духовная. К сожалению, под патронатом власти оказались вульгарные разновидности эстрады с ее криками, дикими танцами и, высказываясь по-русски, «заморочками». Выходом здесь может быть дело единения самокритичный политической демократии, свободного ведения хозяйства и подъемной силы высокой украинской культуры.
Виталий СТЕЦКЕВИЧ, заведующий кафедрой истории и украинознавства Криворожского технического университета, доктор исторических наук, профессор:
— Как мне кажется, национальной украинской мечты у нас нет. Сообщество ее не выработало. Или в ней нет потребности, или она еще не вызрела, или еще выплыла наружу так, чтобы мы ее заметили, или наши поводыри, интеллигенты, не донесли украинскую мечту в массы... Возможно, элита для себя эту мечту уже не только сформулировала, но и реализовала. Но я знаю только то, что в условиях сегодняшнего дня, когда вокруг брожение, бедность, неуверенность, нестабильность, отсутствие полноценного гражданского общества, такой идеи-мечты, которая бы для всего украинского сообщества выполняла консолидирующую функцию, этакого локомотива для продвижения всех украинцев нет. В общем можно констатировать, что отсутствие такой общенациональной мечты — это серьезный, тревожный индикатор состояния нашего государства.
Если говорить о моем содержательном видении этой мечты — мечты рядового украинца — то я ее высказал бы в сугубо гуманитарных, общечеловеческих измерениях. Я полноценно реализовал себя в идеологических, профессиональных и вплоть до духовных потребностей как homo sapiens, чувствую себя счастливым человеком. Самое главное в этой моей мечте то, что вокруг меня должно быть общество, которое состоит из полноценно счастливых граждан, украинцев. Спросите любую мать, каким она мечтает видеть своего ребенка? Она скажет: счастливым. Если счастливо дитя, то автоматически становятся счастливы и родители. Счастье в общем виде состоит из простых истин: семейного уюта, гармоничного сосуществования с окружающим миром, хорошего социального статуса, любимой работы и достойного материального положения. Если бы я вокруг себя видел такое общество, то моя мечта, отдельного украинца, была бы осуществлена — вокруг царили бы гармония, покой. Поэтому получилась у меня мечта о мечте. Но, как говорят в симпатичной мне Одессе, «мечтать совсем не вредно».
Американцы в свое время выработали свою мечту, работающую и до сих пор: реализовать себя, иметь семью, собственный домик с газоном, счет в банке и тому подобное. Переносить ее на нашу почву, наверное, не стоит. Потому что тот, кто сделал акцент на материальном измерении американской мечты, слишком увлекся ее реализацией через свои потребительские аппетиты. И таких в Украине много. Шура Балаганов на их фоне — невинное, романтичное дитя, ведь ему для полноценного счастья нужно было всего 400 тысяч рублей. Думаю, что мы, украинцы, все же достойны выработать свою собственную украинскую мечту, которая бы базировалась на сути наших исторических традиций, ментальности и бытовых основах. Однако «садок вишневий коло хати», «хрущів над вишнями», «плугатарів та матерів, що вечерять ждуть» в качестве общенациональной мечты принимать, наверное, также не стоит. Это ностальгия, хотя образ и красивый. Его можно оставить как декорацию, на фоне которой будет существовать, тянуть нас вперед новая, современная мечта, в чем-то даже очень прагматичная.
«НЕ ТРОГАЙТЕ МОЕ»
Дмитрий ВЫДРИН, политолог:
— Прежде чем сформулировать национальную мечту, необходимо прояснить специфику политического мышления среднестатистического украинца, его ментальные установки и особенностей мировоззрения.
Итак, украинцы интровертно патриотичны. Они любят только то, что имеет отношение к ним лично: семью, дом, начальство. Мыслить абстрактными категориями, например, в масштабах области, страны, куда сложнее. В этом плане мы радикально отличны от россиян, патриотов-экстравертов. Они всегда рады отдать жизнь за благополучие крестьян Гренады, а о собственном покосившемся заборе вспоминают в последнюю очередь. Кроме того, отечественный патриотизм тактилен, мы любим и ценим только то, что можно потрогать или хотя бы посмотреть. Осязаемые объекты патриотизма входят в сферу жизненных ценностей, которые украинец будет отстаивать до конца. Еще запорожские казаки считали своей землей ту, которую могли объехать за световой день.
Все это в совокупности определяет линию внешнеполитической стратегии: сперва обустраиваем собственную страну и только потом помогаем другим. Это является одновременно и сильной, и слабой чертой украинцев. Сильной, потому как забота в первую очередь о себе — мощная формула выживания; слабой, потому что внешний мир часто диктует свои правила. Так, участие в проектах международной помощи — скорее повод для возмущения, чем для сострадания. Социология свидетельствует, что подавляющее большинство граждан выступает против участия соотечественников в миротворческих миссиях в Ираке, Ливане, других странах, справедливо полагая, что сначала следует усилить армию внутри страны, а уже потом отправлять ее на защиту чужих интересов.
Менталитетные и геополитические предпочтения нашего народа мало чем отличаются от его философских установок. Все украинцы — персоналисты, каждый всерьез убежден, что является лучшим представителем рода человеческого, его жена — самая красивая, хатка — самая уютная, кабанчик — самый жирный. На этом эгоцентризме зиждется наша независимость и вряд ли стоит осуждать подобную особенность национального характера. Украинец никогда не станет посягать на чужое, но свое без боя не отдаст. Вкратце национальную мечту, стремление к покою, стабильности и уверенности в завтрашнем дне можно сформулировать так: «не чіпайте моє».
Александр ГУБЕНКО, главный редактор журнала «Практична психологія і соціальна робота»:
— Говоря об украинской мечте нужно в первую очередь отметить двойственное геополитическое положение Украины. Она находится между Востоком и Западом, на границе двух культурных ареалов: азиатского и индоевропейского. И это определяет неоднозначность, противоречивость и двойственность в общественно-психологическом становлении украинцев, в представлении об идеальном общественном состоянии. Относительно специфики европейской общественной мечты, то много исследователей определили ее как утверждения личности в условиях свободы и закона. Европейская личность в идеале является независимым и равноправным партнером. Если брать «восточную» мечту, то нужно отметить первичность коллектива, так называемого мира относительно личности, и доминирование таких понятий, как величие государства, величие нации относительно той самой личности. А вот в личности украинской объединяются и ценности индивидуализма, и ценности конформизма. Это означает, что она содержит в себе не сочетаемые на первый взгляд позиции.
Поэтому украинская мечта — противоречивая. В частности, мы пытаемся быть свободными и защищенными, но не уважаем закон, который может нас защитить. Украинцы тяготеют к достатку, но иногда не понимают путей его достижения, которые пролегают через трудовые усилия и честный труд. У них обострено чувство собственного достоинства и неуважение к другой личности, то есть не ценение уникальности другого. В частности, зависть к чужому таланту. Украинская мечта формировалась в условиях крестьянской ментальности, потому что так сложилось, что крестьянская субкультура была носителем украинского языка и культуры, поскольку украинская элита и жители городов подвергались полонизации и русификации. Именно крестьяне были носителями украинскости. Поэтому украинский характер приобрел заметные черты крестьянской ментальности со всеми ее позитивами и негативами. К позитивным особенностям можно отнести рассудительность, консервативность, сдержанность, миролюбие. К негативу — склонность к замкнутому на себе индивидуализму, ограниченность и суженность интересов масштабами собственного, недостаточность рационализма и низкий динамизм деятельности.
Сегодня среднестатистический украинец мечтает быть зажиточным, независимым, иметь достаточный жизненный уровень, такой, чтобы не быть зависимым от денег, от материальных ценностей. Он индивидуалист, немного мечтательный, ему не хватает активности и настойчивости в достижении цели, а в общем — это благожелательный и миролюбивый человек, у которого материальный статус — не самая высокая ценность.
Евгения СОХАЦКАЯ, председатель Всеукраинского общества Ивана Огиенко, Каменец- Подольский (Хмельницкая область):
— Украинская мечта, как мне кажется, не тождественна понятию «американская мечта». По американской традиции — это достижение человеком благосостояния, качественный скачок в материальном плане. Украинская мечта в своей основе, в первую очередь, духовная субстанция. И в этом наша неповторимость. Украинец — существо высокодуховное: идеалы добра, справедливости в нем определяющие (это — по максимуму). Долгие годы неволи, тоталитаризма, жестокие репрессии, голодоморы несколько ослабили духовный иммунитет украинца, вызвали мутацию его национального характера, который нуждается в обновлении.
Поэтому важной задачей современного момента считаю воспитание национальной элиты. Здоровая национальная элита сможет превратить мечту в национальное дело. Поэтому желательным является появление харизматичных лидеров, резонаторов национальной идеи. Личности, которые должны появиться в нужное время и в нужном месте, — это также наша украинская мечта.
Украина должна возвратить определяющую роль женщине, Берегине национального возрождения. Ведь она, женщина, прежде всего закладывает в ребенке моральные добродетели, приобщает к материнскому украинскому языку. Небольшой процент женщин в украинском парламенте, на административных должностях свидетельствует, что не все хорошо у нас с гендерной политикой, — это также мечта прекрасной половины нации.
Едва ли не важнейшая составляющая украинской мечты — национальное согласие, примирение, единение. Украина у нас одна-единственная, нечего нам делить. Поэтому нужно признать заслуги в отстаивании идеи украинской государственности участников национально-освободительной борьбы 40—50-х годов ХХ века, отдать дань государственнического уважения деятелям, замалчиваемым во времена тоталитаризма.
Все достижения Украины зависят от нас, от нашего надлежащего осознания государственных задач. Пока мы не станем политически озабоченным обществом, будем и дальше народом, а не нацией. Мы должны диктовать государству свои требования, а не государство нам. Не спать, быть на чеку, проявлять общественное неравнодушие — вот путь к украинской мечте, мечте-гордости за Украину, за ее древний и мудрый народ.
«І золота, як мрія, Україна
Кудись іде, лишаючи сліди
Эти слова Василия Стуса учат, что украинскую мечту, идею нации невозможно убить. Нужно мечтать и верить в Украину.
ПОКОЙ И СТАБИЛЬНОСТЬ
Андрей ШИНЬКОВИЧ, и.о. заместителя председателя Винницкой облгосадминистрации:
— Украинская мечта призвана увлечь всех. Если одной мечтой будут жить все 48 млн. украинцев, то, соответственно, их частные цели будут подчиняться одной общей, национальной. При этом она не будет удручать, потому что это не будет команда или задача власти, а внутреннее стремление. Скорее всего, это можно назвать государственной идеологией. Хотя теперь это понятие часто воспринимается неоднозначно.
Украинская мечта пока не родилась только потому, что у нас, к счастью, не было серьезных катаклизмов, но она обязательно прорастет. Сейчас одни стремительно богатеют, а другие — беднеют. Я приравнял бы этот процесс к змее, которая непременно себя укусит за хвост. И неправда, что украинская мечта выйдет из низов. Ее должна создать, внедрить, и если требуется, даже навязать низам элита, но чтобы это было на пользу всех. Поэтому удачную мечту, идею, элита сможет создать только тогда, когда поймет, что она не оторвана от низов.
Украинская мечта должна быть патриотической. Украина превыше всего, чтобы каждый, когда пашет землю, лечит или учит, делал бы это не только ради зарплаты, но и ради людей, которые живут с ним в одном государстве. Мечту должны выкристаллизовать политические партии. Сейчас идет борьба между ними и внутри политических сил. Когда этот процесс завершится, выживет сильнейшая элита, которая и будет формировать и внедрять украинскую мечту, потому что без нее не сможет управлять государством. Украинская мечта станет способом правящей силы идентифицировать себя с государством, народом, но этот процесс начнет развиваться даже не после президентских выборов, а уже ближе к 2006 году.
Андрей ВОВК, работник Винницкой городской налоговой администрации:
— Мечта любого общества, в том числе и украинского, — это четко очерченная цель развития этого общества. Когда государство с помощью своих общественных и политических институтов формирует у своих граждан такую мечту. Опыт США, Франции, Англии и даже бывших прибалтийских республик свидетельствует о том, что такая мечта формируется долгие годы. Даже в России есть такая мечта — сильная, надгосударственная. Украинская мечта — это социальное, независимое, высокоразвитое европейское государство. Но для Украины эти слова звучат искусственно, мертво и патетически. Поэтому для поступательного движения к этой высокой цели должны быть разработаны переходные задачи, программы-минимум на каждом этапе формирования и осуществления мечты. Украинская мечта должна вырабатываться через конкретные проявления потенциала нашего государства, а именно: создание достаточного количества рабочих мест, возвращения на родину миллионов соотечественников со всего мира, уехавших на заработки, повышение зарплаты и социальных выплат, развитие промышленности и социального производства. Тогда каждый украинец будет отождествлять себя со своим государством как с таким, в котором хорошо жить, в котором он чувствует себя социально защищенным. Тогда он будет гордиться своим государством и знать, что у него могут сбыться все его мечты, потому что для этого государство создало все условия.
Андрей АЗАРОВ, депутат Одесского городского совета, председатель правления Первого кредитного общества:
— На мой взгляд, нет большой разницы между мечтой, к примеру, француза, американца или украинца. Все мы люди и хотим одного — жить спокойно и счастливо. Разница только в наших возможностях. Украинцы сегодня пытаются достичь европейского уровня материальных благ при слабо развитой технологической инфраструктуре. Поэтому мечту украинца я бы обозначил как желание семимильными шагами перескочить в светлое и цивилизованное будущее. При этом не утратив своей независимости. Украинцы просто хотят жить подальше от войн и конфликтов, которые неуклонно приближаются. Поэтому большинству украинцев, несомненно, близка идея всепроникающего нейтралитета, о которой как-то говорила Ирина Богословская. Очень хочется жить, как в Швейцарии или Голландии. В стране, где сытно, спокойно и никому не выгодно воевать.
И мне кажется, что при нынешних темпах развития нашей страны, при том интеллектуальном потенциале, который закладывался всеми прежними годами, у Украины есть шансы осуществить эту мечту. Мы в состоянии осознавать технологические прорывы, происходящие в современном мире. И в состоянии рано или поздно вывести свой экономический и технический потенциал на мировой уровень. Но для начала мы должны научиться себя уважать, уважать свою страну и гордиться ее достижениями. Тогда нас начнут уважать другие, с нашим голосом начнут считаться.
ВЕРНУТЬ ЗАКОН
Светлана МАРКОВА, кандидат исторических наук, член Ассоциации социологических союзов Украины (г. Хмельницкий):
— Исконная украинская мечта осуществилась 13 лет назад. Украина получила независимость. Это произошло очень неожиданно, как-то вдруг. Нация получила подарок Судьбы. О чем же мечтают украинцы сегодня? По-видимому, о том, о чем и миллиарды людей на Земле. Одни — о больших домах, престижных автомобилях, о больших деньгах и супермодных вещях. Другие же мечтают о куске хлеба, о собственном углу или койко-месте в общежитии, а то и «о месте около огня».
Очень тяжело писать о мечтах людей в таком диспропорционально расслоенном обществе, как наше, где число бедных и маргиналов значительно превышает число богатых людей, которые, к сожалению, ощущают себя счастливыми среди многих несчастных. Никто не отрицает мысль о том, что внешние блага и богатства нужны. Если они облегчают жизнь, а не усложняют ее, не становятся ее целью, в жертву которой приносится именно жизнь. Никто не призывает отнять собственность у богатых и отдать бедным, но ведь, господа при власти, ваши бедные граждане уже не один День независимости мечтают об элементарном уровне жизни. Да, вы что-то постоянно делаете, декларируете, отчитываетесь. И это даже презентабельно выглядит на экранах телевизоров, на страницах газет. Но, по-видимому, вы уже давно не бывали на периферии и тем более — в отдаленных селах, где люди уже не мечтают ни о чем, потому что они разочаровались в жизни, их жизнь стала нестерпимой. Поэтому вы должны возвратить надежду тем, кому сегодня тяжелее всего. Верните им мечту о тихом человеческом счастье.
Лично я как представительница великой европейской нации мечтаю о том, чтобы наша многоуважаемая правящая элита достойно закончила дело, начатое 13 лет назад, и таки достроила не собственные виллы и дворцы, а государство, в котором будут социально защищены все слои населения; государство, где каждый ее гражданин будет гордиться тем, что он — украинец.
Леонид РОЗЕНФЕЛЬД, вице-президент Академии медицинских наук:
— Я знаю мечту среднестатистического американца — это домик, участок, собака, хорошие соседи и много детей. У украинца сегодня иная мечта, более приземленная — это стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Он мечтает о том, чтобы ощущать на себе «самый стремительный в СНГ экономический рост» и жить достойно. В эти 13 лет независимости он не жил достойно. Разве можно сравнить западного пенсионера и нашего? Мне чужда зависть, но я завидую американским пенсионерам, их счастливым, спокойным и сытым лицам. Украинец хочет стабильности. Он хочет, чтобы люди, которые идут в президенты, были приличными людьми, а не поливали друг друга грязью в борьбе за электорат. Украинец мечтает о том, чтобы ему хватало пенсии на оплату электричества. Я знаю людей, которые вечером не включают свет, потому что боятся счета по оплате за услуги. Украинская мечта — это также избавиться от унижения со стороны хамских чиновников. Идя домой, я постоянно прохожу мимо стихийных рынков, где бабушки продают лохмотья, которые носили 20 лет назад. Потому что ей нужны две-три гривни. Так что сегодня украинец мечтает не о доме с газончиком, а об обеспеченном будущем.
Яков УХАЧ, председатель Львовского комитета защиты прав граждан:
— Наверное, именно с романтической мечтой о государстве, в котором порядочный человек будет чувствовать себя более уверенно и защищеннее, где такие понятия, как долг и честь станут весомыми аргументами человеческого бытия, и была создана наша организация. Старейшая из правозащитных общественных организаций, основанных на Галичине, и ныне — самая массовая. Возможно, тогда, 15 лет назад, объединились именно романтики, которые ощущали, что должны приложить усилия к тому, чтобы Украина стала государством, в котором уважают закон. И это уважение должно реализоваться в смысле слов, сказанных Гете: «Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собой, а именно то, что мы умеем уважать, то, что стоит над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих». Сегодня мы понимаем, что осуществить мечты не так просто. Анализируя количество и состояние дел, связанных с нарушением прав человека, убеждаешься, что обстоятельств и ситуаций, толкающих человека к борьбе за свои права, стало в последнее время, к сожалению, не меньше. И очень часто следует приложить титанические усилия, чтобы реализовать права, декларируемые Конституцией. Каждый раз, когда подступаешь к делу, понимаешь — нужен не просто романтизм и вера в человека, нужны здоровье, безумное упрямство, я не говорю уже о глубоких знаниях и немалой смекалке. А как бы хотелось, чтобы Украина стала государством, в котором права человека нарушались бы в редких случаях. Это моя мечта. Не знаю, осуществится ли она или моей жизни на это не хватит?..
В давние времена нашей истории господствовал обычай, а не закон. И ясно почему — для закона требуется, чтобы существовал более-менее устоявшийся государственный строй, чтобы граждане и вообще человечество дошли до ответственной степени в своем развитии и чтобы возникла живая потребность в создании закона как нормы обязательственного права, путем определенной законодательной деятельности определенного законодательного органа. Западные европейские страны уже давно это переступили, мы как будто тоже. Хотя, надо это искренне признать, часто топчемся на месте. И поэтому я иногда даже грущу по старым казацким обычаям — собираться в круг и открыто решать спорные вопросы. Этому можно иронически улыбнуться, однако открытости, искренности, элементарной честности нам всем так недостает! Вот эта казацкая открытость и искренность в сочетании с внимательным, уважительным отношением каждого гражданина Украины к закону, мудрое его господство — вот что для меня идеальная, созданная в мечтах Украина.
Оксана БИЛАЯ, заместитель директора по научной работе Львовского национального музея:
— Вскоре, а именно 13 декабря 2005 года нашему музею исполнится 100 лет. До этого времени нам хотелось бы задействовать как можно больше произведений в экспозиции и меньше оставить в запасниках. Претворить в жизнь мечту Андрея Шептицкого — подготовить большой зал для того, чтобы выставить во всей полноте и красе Богородчанский иконостас. Это будет первая в Украине экспозиция полного иконостаса в постоянной музейной экспозиции. Всего же наше собрание насчитывает 4 тысячи икон. И, к сожалению, многие из них в ужасном состоянии, нуждаются в детальной реставрации. Особенно напряженно заработали наши реставраторы после того как нам передали 10 тысяч экспонатов, художественные произведения из Армянского собора.
Да, мы немало сделали, однако наше будущее — наши дети — еще так мало знают о нашей истории. А необходимо, чтобы знали они ее в совершенстве, гордились ею и уважали каждого, кто трудился для утверждения нашей государственности. Знали об исторических фигурах и достойных удивления современниках. Знали наше богатейшее искусство и его творцов. А главное, чтобы его сохраняли.
Поэтому, каждый раз, когда я смотрю, как в музей заходят дети, у меня поднимается настроение. Еще несколько сердец сейчас затрепещут в восторге, и это значит, что никогда уже не поднимется рука этого человека на прекрасное. Не уничтожит светлого, духовного творения. Украинцы — особая нация, наша певучая, романтическая душа как будто создана для того, чтобы радоваться искусству во всех его проявлениях. Искусству, являющемуся настоящим цементом человеческой жизни, вечной отрадой и обновлением. Чем ближе мы подойдем к этому пониманию, чем быстрее сбросим с себя путы, навязанные нам и с востока, и с запада, тем скорее станем счастливыми
«ПОЛИТИКИ ЗНАЮТ, О ЧЕМ МЫ МЕЧТАЕМ»
Николай ТРЕФИЛОВ, частный предприниматель, Луганск:
— Ну разве у мечты есть национальность? Это так же смешно, как чернила для 8-го класса или глобус Украины! Мечты у всех, если говорить в общем, приблизительно одинаковы, независимо от национальности или гражданства. Это здоровье, безопасность для себя и семьи, интересная и высокооплачиваемая работа, материальное благополучие, возможность хорошо отдохнуть, хорошо поесть и хорошо одеться. Не думаю, что украинцы могут здесь изобрести что-то радикально новое. Мы обычная, хочется верить, европейская страна, разделяющая демократические и общечеловеческие ценности, так зачем все время фиксироваться на том, что мы — украинцы? Вот задуматься бы о том, почему мы, на словах поддерживающие европейские стандарты свободы слова, борьбы с коррупцией и бедностью, на деле так мало продвинулись в этом. Особенно «убивает» коррупция, взяточничество на каждом шагу. И разве нормальное функционирование государства и общества можно назвать мечтой? Вот в детстве я мечтал о велосипеде, так это была мечта — украинская или еще какая-то, вы можете сказать?
Алина РЕПЕЙЧЕНКО, учитель младших классов, Луганск:
— Я мечтаю о том, чтобы труд учителя в нашей стране был высоко оценен — как морально, так и материально. Мне кажется, это должно быть не только моей мечтой, но и целью нашего государства, которое пока не осознало, насколько важно, чтобы образование занимало должное место в иерархии государственных приоритетов. А пока… Очень и очень многие мои сокурсники, получив специальность учителя младших классов, занялись чем угодно, но не преподаванием — от челночных поездок до ремонта квартир. В лучшем случае где-то устроились секретаршами. А ведь поступали с мечтой работать с детьми. Не все, конечно, но многие. А теперь смеются, говорят: молодые были, глупые. На ремонте квартир моя знакомая в неделю зарабатывает больше, чем я в квартал. А ведь она была прекрасным педагогом, и дети ее очень любили.
Я пока школу не бросаю, но моя верность профессии приводит к тому, что я не могу воплотить другие свои мечты — путешествовать, красиво одеваться, покупать книги. Даже компьютер не могу себе позволить, а ведь учителю это нужно. Мне кажется, наши мечты хорошо известны нашим политикам. Не от них ли зависит, чтобы эти мечты сбывались?
Людмила ЛОБАС, учитель математики киевской специализированной школы №200:
— Мы не должны потерять связь между поколениями, ведь у молодежи эта связь уже как-то размывается. Это связано с тем, что молодым навязывается американский образ жизни, в частности индивидуализм, который не присущ ментальности украинца. Как часто мы слышим: «Это твоя проблема» и как следствие — проявление жестокости и насилия. Моя мечта — не только обучать детей, но суметь повлиять на формирование их духовных ценностей. Хочу, чтобы наши дети росли не только широко образованными, но и не были эмоционально глухими, чтобы они умели бесконфликтно взаимодействовать. И еще. Когда мы с внуком катались на речном трамвайчике в Киеве, то мне вспомнилась подобная речная прогулка в Париже. В Киеве катерок и окрестности заливала громкая музыка, которая резала слух. В Париже — приятный голос диктора рассказывал о достопримечательностях города и о выдающихся людях, проживавших в нем. А ведь и у нас есть о чем рассказать и что показать! Хочется, чтобы украинцы больше уважали себя, лучше знали свою историю и научились гордиться своей страной.