Что такое американская мечта, или, вернее, экономическая мечта рядового американца, рядовой американской семьи? Это хороший дом и хороший автомобиль. Возьмем на себя смелость утверждать, что украинская мечта в этом вопросе во многом идет вслед за американской, но пока еще полностью до нее не дотягивает. По-настоящему хороший дом в нашей стране доступен еще очень немногим. Но об автомобиле рядовой украинский гражданин уже может реально мечтать, правда, не как о предмете роскоши, а как о банальном средстве передвижения — из города к родственникам в село, на дачный или огородный участок, а то и в отпуск к морю. Причем эта мечта при большом желании может легко стать реальностью, если у гражданина есть даже и сравнительно небольшой, но постоянный и легальный заработок. В этом случае автомобиль, как это делают и рядовые американские граждане, легко можно взять в кредит. Правда, после выплаты он будет стоить существенно больше, чем в том случае, если бы приобретался по схеме утром деньги — вечером ключ. Но если уж очень хочется, то многие граждане этим пренебрегают. В любом случае, автомобильная рассрочка свидетельствует о том, что с дефицитом на этот вид товаров наша промышленность покончила. И это, пожалуй, одно из реальных достижений новой независимой Украины.
На, скажем так, лидере украинского автомобилестроения — Запорожском автомобильном заводе — в 2004 году планируется выпустить 100 тысяч автомобилей различных марок. Председатель правления ЗАО «ЗАЗ» Олег Папашев сообщил, что после «Опель Астра» и «ВАЗа» украинскую прописку в конце года получит и «Ланос» (ведется подготовка оборудования для начала полномасштабного выпуска этого автомобиля и в этом году с конвейера сойдут пилотные образцы). Между тем украинские покупатели отмечают и возросшее качество собственно отечественных марок — «Таврии» и «Славуты», которые пользуются теперь популярностью не только из-за относительно невысокой цены. Количество выпускаемых автомобилей будет определено спросом потребителей, отмечают в пресс- службе компании. Этому будет способствовать и пуск на предприятии нового центра логистики. Он построен согласно плану реконструкции предприятия специально для приема и сортировки в непрерывном режиме машинокомплектов, узлов и деталей для автомобилей «ВАЗ», «Опель», «Ланос», «Таврия» и «Славута». Отсюда «начинка» автомобилей будет подаваться прямо на сборочное производство. Автоматизация и компьютерное обеспечение центра позволяют доставлять детали на конвейеры точно в заданное время.
В прошлом году на ЗАО «ЗАЗ» было выпущено около 70 тысяч автомобилей. Сейчас их производство на предприятии в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросло в два раза. Серийные «ВАЗ» и «Опель Астра» изготовяются путем мелкоузловой сборки, а «Ланос», «Сенс», «Опель Вектра», «Шевроле», «Мерседес» и «Дачия» методом крупноузловой сборки.
Начинает конкурировать с ЗАЗом другой крупный украинский производитель — ЛуАЗ. За семь месяцев он увеличил выпуск ВАЗов на 67% и довел их количество до 12,3 тысячи. Правда, родное детище — «Волынь», — предназначавшееся в свое время для военных целей, а также для сельского хозяйства, тут практически приостановили. На нишу «Волыни» может претендовать, впрочем, гораздо более дорогая «Нива» (ВАЗ-21213), выпуск которой предполагалось восстановить в этом месяце. Кстати, по данным информационно-аналитической группы Auto-Consulting, в июле на украинском рынке продаж новых автомобилей ВАЗы лидировали с долей рынка 28% (+2% по сравнению с июнем и +5,5% по сравнению с июлем-2003). Впрочем, ЛуАЗ пытается реанимировать и выпуск собственного внедорожника — ЛуАЗ-1301 (завод провел переговоры в Польше по размещению там ряда заказов на агрегаты и детали).
Как видим, украинские автозаводы наращивают производство. Но при этом не произошло и прогнозировавшегося существенного сокращения автомобильного импорта (после повышения с 24 мая ввозных пошлин), хотя определенная тенденция к этому, по данным гостаможни, прослеживается. Это говорит о том, что спрос на отечественные автомобили будет расти. Хорошо бы, чтобы одновременно росло и их качество. Ведь одна из слагаемых украинской Мечты, если писать ее, как тут, с большой буквы, состоит еще и в том, чтобы ездить не на подержанном импортном, а на отечественном автомобиле. И эту мечту уже воплощают в жизнь энтузиасты из львовского автофанклуба «ЗАЗ-Казак». Они изготовили новую модель своего любимца — ЗАЗ-пикап, сообщает Евгений Кравс. Полугрузовой «Запорожец» сделан из двух автомобилей ЗАЗ-965, подаренных клубу Львовской Госавтоинспекцией (они более шести лет простояли на штрафной площадке и были в критическом состоянии). В мастерских клуба уже изготовлен ряд тюнинговых моделей «горбатого» — в клубной коллекции спортивные модели, запорожец-багги, запорожец-кабриолет, запорожец-бигфут, запорожец-автоприцеп. Теперь добавился запорожец-пикап. Эта модель адаптирована для презентационных акций клуба. Ежегодно вместе с автоинспекцией города он проводит шоу-уроки для детей по изучению Правил уличного движения. В этом году клуб участвовал в презентации украинского перевода книги всемирно известной финской детской писательницы Туве Янсон «Страна Муми-троллей» (на фото Евгения КРАВСА: ЗАЗ-пикап везет героев детской книжки Муми-троллей по центральным улицам Львова). В планах клуба проектирование и изготовление новой модели — запорожец- лимузин. В начале октября старейший в Украине авто-фанклуб владельцев «горбатых» «Запорожцев» инициировал Всеукраинский автопробег в поддержку отечественного производителя, посвященный 45-летию изготовления первого образца ЗАЗ-965. Колонна «горбатых» антикварных «Запорожцев» проедет от Львова до Луганска через Луцк, Ровно, Житомир, Белую Церковь, Киев, Чернигов, Конотоп, Сумы, Харьков, Рубежное, Луганск, Донецк, Запорожье, Днепропетровск, Кривой Рог, Кировоград, Умань, Винницу, Хмельницкий и Тернополь. На маршруте к колонне присоединятся сторонники этого популярнейшего украинского авто.