Нас, как и многих киевлян, глубоко поразило и смутило закрытие этим летом трамвайной линии через мост Патона. Особенно возмущает внезапность и поспешность, с которой было принято и выполнено это решение. Фактически о дате закрытия линии не было ничего известно до последнего момента, и пассажиры узнавали об этом только с началом ее демонтажа: тысячи людей на остановках ждали трамваев, не зная, что они уже не ходят. Такое отношение к пассажирам не может не удивлять.
Вполне очевидно, что провести такую быструю ликвидацию трамвайной линии невозможно без предварительной всесторонней материально-технической подготовки. Следовательно, подготовка велась длительное время, но тайно от людей, в условиях строгой «конспирации». Возникает вопрос: зачем была нужна такая «секретность»? Наверное у городской власти не было достаточного количества убедительных аргументов для того, чтобы доказать общественности необходимость ликвидации этой линии?
Мы не являемся специалистами в деле мостостроения, но, на наш взгляд, некоторые аргументы в пользу ликвидации линии трамвая по мосту им. Е. Патона, изложенные в городской прессе, являются недостаточно убедительными. Так, например, непонятно, каким образом демонтаж трамвайного пути поможет уменьшить нагрузку на мост. Ведь один трамвайный вагон могут заменить 4-5 микроавтобусов типа «Богдан», суммарный вес которых, по- видимому, больше веса трамвая. Не следует также забывать и о письме академика Бориса Патона на имя заместителя председателя КГГА (его текст опубликован на интернет-странице комитета «Киевляне за общественный транспорт» http://komitet.kiev.ua), в котором, в частности, сказано, что демонтаж трамвайных путей на проезжей части моста целесообразно проводить только во время полной его реконструкции, поскольку снятие рельсов может привести к серьезным повреждениям железобетонной плиты проезжей части, восстановление которой невозможно без капитального ремонта (этот ремонт отложен аж до 2009 года).
Также очень тяжело понять, каким образом ликвидация трамвайной линии поможет решить проблему автомобильных пробок: ведь после демонтажа рельсов мост, очевидно, шире не стал, а автомобили еще задолго до ликвидации трамвайной линии очень часто ездили по рельсам. Поэтому совсем не удивительно, что уже в первый день после завершения «ремонтных» работ, на мосту Патона наблюдались автомобильные «пробки». В этих «пробках» застревают и троллейбусы нового маршрута, который пришел на смену трамваю.
К сожалению, при теперешнем отношении столичной власти к трамвайному и вообще электрическому транс порту следующим поколениям для того, чтобы начать всестороннее развитие трамвайной сети, придется потратить огромные деньги на восстановление уничтоженных линий, их целостности и распространенности «основного скелета» трамвайной системы города (а известно, что модернизация существующей трамвайной линии стоит вдвое дешевле, чем построение новой).
За последние 8-10 лет в Киеве было ликвидировано больше 10 трамвайных маршрутов и десятки километров трамвайных линий, что составляет почти треть всей бывшей трамвайной сети города. И все это делается в то время, когда в развитых странах уже поняли ошибки предыдущих десятилетий, и сейчас значительное внимание уделяют развитию и совершенствованию трамвая как экологически чистого, экономичного, быстрого и удобного вида транспорта. По нашему мнению, уничтожение перспективного и необходимого для Украины вида транспорта может свидетельствовать только о недальновидности нынешнего руководства столицы и непонимании им стратегических потребностей нашего государства.