Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Непопулярный жанр

12 августа, 2004 - 18:33
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

«День» продолжает публикацию мнений экспертов по поводу сути и значения предвыборных программ кандидатов.

На первый взгляд 26 зарегистрированных кандидатов на соискание должности главы государства должно означать 26 стратегических проектов общественного развития.

Казалось бы, такое разнообразие программ должно стать информационным поводом для дискуссии о развитии общества. Увы, но анализ СМИ красноречиво показывает, что общественное мнение и экспертное сообщество остались равнодушными к обнародованным программам кандидатов. Более того, налицо раздражение от столь большого числа претендентов на президентскую должность.

Скепсис к избирательным программам является следствием не только сомнения в искренности намерений многих кандидатов (политологи единодушны в том, что почти половина зарегистрированных кандидатов выполняют технологические функции). Этот скепсис вызван также и устоявшимся отношением вообще к каким- либо политическим программам.

В Украине принимается чрезвычайно много самых различных программ — отраслевых, региональных, национальных и т.д. Судьба этих документов, как правило, незавидная. Большей частью они остаются на бумаге, чаще — выполняют роль имиджевого сопровождения политиков, инициировавших их появление.

Причины «программного бума» общеизвестны. С одной стороны, программы часто составляются без надлежащего ресурсного и методологического обеспечения. С другой, низкий уровень стратегической культуры управленцев и «жизненный цикл» политиков, ограниченный периодом между избирательными кампаниями, не позволяют реализовывать проекты, рассчитанные на перспективу.

Красноречивый пример — каждое новое правительство стремится презентовать свою собственную программу деятельности, делая вид, что до него предшественники ничего не делали.

Кто сейчас помнит некогда разрекламированную программу «Украина-2010»? А ведь для ее создания и обсуждения были задействованы немалые интеллектуальные и организационные ресурсы. И таких примеров можно привести немало.

Диагноз этому явлению — институциональная неспособность центральных органов власти к осуществлению долгосрочных программ государственной политики.

На этом фоне, естественно, избирательным программам уготована судьба второстепенного жанра.

Главными популяризаторами программ должны выступать избирательные структуры кандидатов (т.н. «штабы»). Но чаще всего они этого не делают. Характерное наблюдение — к программам лидеров нынешней избирательной кампании даже их сторонники относятся равнодушно. Достаточно проанализировать выступления ньюзмейкеров избирательной кампании, чтобы прийти к выводу — кандидаты сами по себе, их программы — сами по себе. Получается, что сами авторы избирательных программ не верят в их эффективность.

Следует обратить внимание еще на одну проблему, суть которой заключается в отсутствии понимания того, что должна представлять из себя избирательная программа. Кажется, что сами авторы программ не могут уверенно сказать, что они создают, — политический документ, назначение которого выступать путеводным ориентиром деятельности политика, или PR й суррогат в привлекательной блестящей упаковке.

Отсюда программы кандидатов — это причудливый симбиоз новаторских идей, исторического пафоса и рекламных штампов вперемешку с несуразицами. И, конечно же, это — поток обещаний в духе афоризма Бенджамина Дизраэли: «Все для всех».

В текстах программ можно встретить как совершенно здравые положения, отражающие актуальные проблемы, так и фантастические намерения, реализация которых под силу разве что демиургам, обладающим сверхъестественными способностями.

И, тем не менее, программы, представленные кандидатами в этой избирательной кампании, имеют особое значение. Почему? Это — программы, с которыми начинается период смены политических элит Украины.

Несмотря на идейное и стилистическое многообразие обнародованных программ, можно обозначить в обобщенном виде повестку дня актуальных проблем, в той или иной степени общую для большинства кандидатов. Содержание повестки дня нынешней избирательной кампании — предмет отдельного исследования, но, похоже, общими мегапроблемами, вокруг которых строятся программы кандидатов, являются:

— восстановление государственности, необходимость повышения эффективности государственной политики, создание институциональных условий, чтобы органы власти реализовывали в своей деятельности интересы всего общества, а не узкогрупповые или личные интересы;

— тема социальной ответственности бизнеса, осознание угрозы олигархизации экономической и политической жизни общества;

— создание условий для обеспечения высокого уровня защиты прав человека, необходимость нового качества социальной и экономической жизни.

Алексей ВАЛЕВСКИЙ, руководитель отдела политического анализа информационного агентства «Контекст-медиа», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ