Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мобильный» потребитель предлагает диалог

10 августа, 2004 - 19:45
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Можно сказать, что среди множества различных, крупных и мелких, революций, сотрясавших (в разной мере) украинское постсоветское общество в последние 13 лет, видное место принадлежит мобильной революции. Когда-то, лет восемь тому назад, когда мобилки были редкостью даже у государственных деятелей, бывший вице-премьер Украины неосторожно проронил фразу о том, что бизнес в Украине может делать только тот, кто знает прямой телефон вице-премьера. А в какую сумму оценил бы сегодня бизнесмен средней руки из провинции номера мобильных телефонов членов правительства? Эра мобильных телефонов существенно изменила наши взгляды на мир — как бы расширила его — и одновременно позволила каждому из нас почувствовать себя более свободным и раскованным.

Достаточно сказать, что в такой по сути еще далекой от всеобщего изобилия 48-миллионной стране, как Украина мобильными телефонами пользуются сегодня 9 миллионов человек. Это, как представляется, можно засчитать одним из главных реальных показателей, свидетельствующих как об экономическом росте страны, так и о повышении благосостояния ее граждан.

И тем не менее нельзя игнорировать также и тот факт, что престижная, особенно в молодежной среде, и безальтернативная (в сфере бизнеса) мобилка основательно опустошает карманы украинцев. Прибыль мобильных операторов в Украине впечатляет. По данным Госкомстата, в первом полугодии операторы сотовой связи получили доход в размере 3,9 миллиарда гривен ($735,8 миллиона), что в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2003 году операторы получили 3,83 миллиарда гривен ($722,6 миллиона) дохода.

В Украине уже назревает (назовем ее так) вторая мобильная революция, вызванная недовольством потребителей качеством и стоимостью мобильной связи. Студенты — инициаторы акции, правда, по некоторым данным, якобы отказались от «революции». Интернет-издание «Обозреватель» утверждает, что оно первым из украинских СМИ присоединилось к акции «Мобильная революция», которая становится международной. А заключаться она будет в том, что все владельцы мобильных телефонов, недовольные работой операторов, могут 1 сентября выключить на два часа (с 12 до 14 часов) свои аппараты. Российское издание «Вокруг новостей» призвало россиян также отключить свои мобильники.

«Клиент всегда прав», об этом стоит напомнить мобильным операторам. Абоненты — не безликая масса дойных коров, а вполне осязаемая и конкретная сила. Вслед за Украиной, 2 сентября 2004 года акцию подхватит Россия. С 12.00 до 14.00 состоится всероссийская акция протеста «Просто выключи его!» Для требований «революционеров», безусловно, есть определенные основания. Минута мобильной связи в США стоит 2 цента. В России стоимость минуты разговора составляет 10—12 центов. Сравните эти данные с тарифами, по которым приходиться платить вам, читатель.

Кстати, идея «мобильной революции» пришла в Украину из Италии, где Итальянский союз борьбы за права потребителей, не удовлетворенный качеством сервиса, предоставляемого местными операторами, провел первую в мире «телефонную забастовку». Итальянцы, поддерживающие акцию, 15 июля в течение 2 часов не пользовались мобильными телефонами. По данным аналитиков, убытки итальянских операторов составили в результате около 500 млн. евро. Во Франции в мае этого года по инициативе Федерации защиты прав потребителей (Union Federale des Consommateurs) прошел национальный SMS-бойкот. В результате акции регулятивные органы страны провели консультации с компаниями, и стоимость SMS в сетях французских операторов была снижена на 30%.

Сегодня трудно спрогнозировать убытки, которые понесут мобильные операторы в результате «мобильной революции», а тем более их реакцию на требования потребителей. Многое будет зависеть также и от того, поддержат ли эту акцию СМИ. Но ясно одно: что подобные акции протеста, основанные на вполне рыночных и ненасильственных действиях миллионов граждан, существенно придвигают нашу страну к гражданскому обществу, умножающему находящиеся в его руках рычаги влияния на крупные корпорации.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ