Чехия едва избежала политического кризиса. Месяц назад бывший премьер страны Владимир Шпидла «добровольно-принудительно» отказался от своей должности из-за неспособности решить ряд неотложных проблем — трудностей с реализацией пенсионной реформы и изменениями в системе здравоохранения. Обозреватели ожидали, что чешский президент будет вынужден объявить досрочные выборы. Таким образом Чехия еще долгое время не увидела бы нового премьер-министра. С недавних же пор — с начала недели — в стране их появилось целых два. Президент Вацлав Клаус официально назначил 34- летнего лидера Социал-Демократической партии Станислава Гросса на этот ответственный пост. Он стал самым молодым в истории Чехии премьер-министром и самым младшим среди глав правительств стран ЕС. В то же время чешский лидер не поспешил подтвердить отставку бывшего руководителя правительства, попросив его управлять страной до окончательного утверждения новосформированного Кабинета.
Нынешняя ситуация двойного премьерства успела стать любимой темой чешских обозревателей. В то время, как первый, действующий премьер-министр все чаще демонстрирует чудеса ведения переговоров о правительственной коалиции, второй, с префиксом «экс» вынужден считать дни на посту премьера. Шпидла, кажется, надолго утратил не только доверие большинства парламента, но и своих однопартийцев. Последней каплей для множества оппонентов премьера стало сокрушительное поражение родной ЧСДП на июньских выборах в Европарламент. Тогда крупнейшей правящей партии в стране едва удалось дотянуть до 9%, что обеспечило ей всего два места в «европейском конгрессе» из возможных двадцати четырех. Многие внутри партии обвиняют в случившемся Шпидлу, который якобы оттолкнул традиционный левый электорат непопулярными реформами. Однако, несмотря на это, партия готова вместе с христианскими демократами (бывшими партнерами по правительственной коалиции) поддержать «безработного» Шпидлу в случае выдвижения его на пост еврокомиссара. Если так произойдет, Шпидла, вполне возможно, сменит на этой должности Павла Теличку, коммунистическое прошлое которого не по нраву некоторым чешским политикам. Не исключено, что чешская газета «Hospodarske Noviny» была права, когда написала, что на должности еврокомиссара у Шпидлы появятся неплохие шансы «сделать себе имя» и через пять лет с триумфом вернуться на отечественную политическую сцену.
Если же экс-премьер все-таки не получит комиссарского портфеля, то вряд ли войдет и в правительство Гросса, с которым у Шпидлы так и не наладились дружеские отношения. Теперь, когда Гросс выполнил ключевое условие Вацлава Клауса и собрал 101 депутатскую подпись в поддержку будущей коалиции без помощи коммунистов, он должен сделать самое сложное. А именно — из остатков предыдущего кабинета, в который входили правоцентристские партии ЧСДП, христианские демократы и партия «Союз Свободы», сформировать новое правительство.
Как заверил сам Гросс после церемонии назначения премьером, его команда готова с энтузиазмом решать проблемы страны «прямым путем». Чехия получила нового премьер- министра, а он, в свою очередь, — старые неурядицы. Тем временем лидеры коалиционной тройки наметили круг вопросов, с которых будущее правительство начнет исправлять ситуацию. В проекте договора «старо- новой» правительственной коалиции говорится о защите национальных интересов страны в рамках ЕС, борьбе с терроризмом, экономическом росте, поддержке семей с детьми, развитии образования, мерах против безработицы, коррупции, «теневой экономики», а также улучшении ситуации в селах. Однако запланированные реформы начнут воплощать в жизнь только после распределения министерских кресел. Официальные переговоры представителей коалиционных партий уже стартовали и обещают быть напряженными. Гросс заявил, что намерен сменить более половины министров и пополнить правительство женщинами и беспартийными.
Успех партии премьера на выборах в 2006 году во многом будет зависеть от того, сможет ли ее лидер удачно сочетать руководство крупнейшей партией с обязанностями главы правительства. Тем паче, что Гросс однажды и сам публично признался в своих сомнениях по поводу этого. На сегодня он, бесспорно, один из самых популярных политиков в Чехии. Людям импонирует его живой характер и непринужденность в манере поведения. Они восхищаются тем, как Гросс молниеносно сделал себе карьеру, начав с обычного мастера по ремонту поездов. Он, наверное, — самая яркая фигура эры «детей Гусака», как окрестила молодых политиков, родившихся в 70-е годы, чешская газета «Mlada fronta dnes». Они не скрывают собственных амбиций и совсем не стесняются целеустремленно идти к власти. Но даже изначальные симпатии чехов не помогут Гроссу, если он из-за своей чрезмерной амбициозности или попросту неопытности не оправдает их надежд.