Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Не дожил до «воли»

25 июля российскому режиссеру и актеру Василию Шукшину исполнилось бы 75 лет
26 июля, 2004 - 20:41

Фильмы «Калина красная», «Печки-лавочки», «Они сражались за Родину» золотыми буквами вписали имя Василия Шукшина в историю советского кинематографа, а рассказами зачитывалась вся страна, ставя его в один ряд с Зощенко. Однако сам Шукшин считал делом всей своей творческой жизни фильм о Степане Разине, который хотел назвать «Я пришел дать вам волю».

Замысел картины зародился у Шукшина в середине 60-х. После того как в марте 1966-го была принята заявка на литературный сценарий фильма «Конец Разина», Василий Макарович перестал сниматься, все свое время уделяя будущей картине. Шукшин изучал обычаи того времени, воинские приемы и уклад жизни казаков. В поездках по Волге подбирал песни, присматривал натуру. Параллельно со сценарием о Разине рождался исторический роман «Я пришел дать вам волю».

Начало съемок было намечено на лето 1967 года, но неожиданно выяснилось, что исторический фильм в двух сериях — это дорого и неактуально. «Разина» заморозили до лучших дней.

Для Шукшина это был жестокий удар: друзья боялись, что дело дойдет до самоубийства, но обошлось. Он согласился снимать «Печки-лавочки» в надежде, что потом Студия им. Горького даст добро и на «Разина». В ожидании разрешения на съемки заветного фильма Шукшин снял и «Калину красную». Дело стало сдвигаться с мертвой точки только в 1974 году: Сергей Бондарчук, предложивший Шукшину роль в «Они сражались за Родину», обещал посодействовать. Но было уже поздно: в октябре того же года Василий Шукшин скончался якобы от сердечного приступа, так и не свершив дела всей жизни.

«Известия» публикуют архивный документ — оригинал заявки Василия Шукшина на съемки фильма «Конец Разина».

«Его хватило до лобного места»

(Заявка на литературный сценарий
«Конец Разина» *)

«Написано о Разине много. Однако все, что мне удалось читать о нем в художественной литературе, по-моему, — слабо. Слишком уж легко и привычно шагает он по страницам книг: удалец, душа вольницы, заступник и предводитель голытьбы, гроза бояр, воевод и дворянства. Все так. Только все, наверно, не так просто. (Сознаю всю ответственность свою после такого заявления. Но есть хоть и немного документов о нем — они есть и позволяют увидеть Степана иначе.)

Он — национальный герой, и об этом, как ни странно, надо «забыть». Надо освободиться от «колдовского» щемящего взора его, который страшит и манит через века. Надо, по возможности, суметь «отнять» у него прекрасные легенды и оставить человека. Народ не утратит Героя, легенды будут жить, а Степан станет ближе.

Натура он — сложная, во многом противоречивая, необузданная, размашистая. Другого быть не могло. И вместе с тем — человек осторожный, хитрый, умный дипломат, крайне любознательный и предприимчивый. Стихийность стихийностью... В XVII веке она на Руси никого не удивляла. Удивляет «удачливость» Разина, столь долго сопутствующая ему. (Вплоть до Симбирска.) Непонятны многие его поступки: то хождение в Соловки на богомолье, то через год-меньше он самолично ломает через колено руки монахам и хулит церковь. Как понять? Можно, думаю, если утверждать так: он умел владеть толпой (позаимствуем это слово у старинных писателей). Он, сжигаемый одной страстью — «тряхнуть Москву», шел на все: таскал за собой в расписных стругах «царевича Алексея Алексеевича» и «патриарха Никона»... (Один в это время покоился в земле, другой был далеко в изгнании.) Ему нужна была сила, он собирал ее, поднимал и вел. Он был жесток, не щадил врагов и предателей, но он и ласков был, когда надо было. Если он мстил (есть версия, что он мстил за брата Ивана), то мстил широко и страшно, и он был истый борец за Свободу и предводитель умный и дальновидный. Позволю себе некий вольный домысел: задумав главное (вверх, на Москву), ему и Персия понадобилась, чтобы быть к тому времени в глазах народа — батюшкой Степан Тимофеичем. (На Персию и до него случались набеги. И удачные.) Цель его была: на Москву, но повести за собой казаков, мужиков, стрельцов должен был — свой, батюшка, удачливый, которого «пуля не берет». Он стал таким.

Почему — «Конец Разина»? Он весь тут, Степан: его нечеловеческая сила и трагичность, его отчаяние и неколебимая убежденность, что «тряхнуть Москву» надо. Если бы им двигали только честолюбивые гордые помыслы и кровная месть, его не хватило бы ни до Симбирска, ни до Москвы. Его же хватило до лобного места. Он знал, на что шел. Он не обманывался. Иногда только обманывал во имя святого дела Свободы, которую он хотел утвердить на Руси.

Фильм предполагается двухсерийный, широкоэкранный, цветной».

В. ШУКШИН

* Первоначальное название сценария «Я пришел дать вам волю».

www.izvestia.ru
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ