Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Демократия без стереотипов

Посол Египта Мона Али ХАШАБА о глобализации и идентичности
22 июля, 2004 - 00:00


Образ Египта в представлении широкой украинской общественности в последнее время значительно изменился — эта страна, в первую очередь, ассоциируется уже не с Асуанской плотиной и сотрудничеством времен социалистической солидарности, а с популярными туристическими маршрутами. В международных отношениях Каир остается одним из важных участников мирного процесса в регионе. Соединенные Штаты возлагают большие надежды на усилия египетского руководства в реализации планов по реформированию стран «Большого Ближнего Востока». Завтра Египет отмечает национальный праздник — День революции. Впрочем, интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом этой страны в Киеве Моной Али Хашаба «День» посвятил проблемам эволюции — развитию демократии в арабских странах.

— После июльской революции 1952 года Египет претерпел множество изменений, да и вообще история вашей страны была бурной. Каков главный урок египетской истории?

— По моему мнению, главным уроком египетской истории является то, что колонизация не может продолжаться вечно, особенно когда сталкивается с сильным желанием страны стать независимой. Революция 23 июля 1952 года, в результате которой Египет превратился из монархии в республику, стала поворотной точкой нашей истории, в корне изменила все стороны жизни: политическую, экономическую, социальную. Экономика претерпела два перехода — от рыночной, полностью контролируемой помещиками и фабрикантами без какого-либо внимания к социальной жизни, к государственной экономике и назад — снова к рыночной. Последние трансформации уделяли большое внимание социальным реформам, которые шли рядом с экономическими.

В политическом аспекте демократия была тщательно развита и улучшена в соответствии с нашими ценностями, традициями и религией. Сейчас у нас свободная пресса, в Египте есть оппозиционные партии, у каждой из которых есть своя газета, свободно критикующая власти. Недавно был создан Национальный совет по правам человека, который возглавляет доктор Бутрос Гали, бывший Генеральный секретарь ООН.

Хочу прибавить: не существует определенного стереотипа демократии, демократия не может быть навязана одной стране другой, она должна идти от самого народа, чтобы оставаться соответствующей его ценностям и традициям.

— Но в эпоху глобализации вы не можете избежать влияния извне. Страна, которая сегодня подвергается наибольшему внешнему влиянию, это, безусловно, Ирак. Как вы оцениваете влияние происходящих в этом государстве процессов на ближневосточный регион?

— Конечно, мы не можем избежать внешнего влияния, но мы должны принимать то, что нам подходит, и отвергать то, что не подходит. Что же касается Ирака, то это уникальный случай. Наверное, только впоследствии мы сможем говорить об «иракской модели», а пока что слишком рано это делать. Страна до сих пор страдает от недостатка безопасности — даже сейчас, когда власть передана местному правительству. Никто не может сказать ничего определенного о том, что сейчас делается в Ираке и что будет в будущем. И до сих пор ни одна из западных стран не повлияла ни на одну из сторон иракской жизни.

— В чем заключается разница между западным и восточным типом демократии?

— Конечно, могут быть общие черты между западным и восточным видением демократии. Это подобие заключается в правовой системе, это Конституция, законы и институции. Это общее для демократий в разных странах, западных и восточных, северных и южных. Разница заключается в том, что существуют определенные аспекты социальной жизни, которые позволяет демократия Запада, но наши традиции и ценности не могут этого принять. Демократия в Японии отличается от демократии в Британии или Индии или Сенегале. Кроме того, согласитесь, что перед лицом международного феномена терроризма демократия во всем мире уже не та, что раньше.

— Так какие же специфические формы воплощения демократии свойственны Египту?

— Как я уже сказала, с начала 80-х годов Египет развил демократию, сегодня у нас есть политические партии, свобода прессы, Совет по правам человека.

— Это результат внешнего влияния?

— Это естественное развитие египетского общества, конечно, в сочетании с влиянием из-за рубежа, поскольку мир сейчас можно считать одной большой деревней. Идеи, взгляды, культуры взаимодействуют.

— В Египте пройдут президентские выборы или референдум о продлении полномочий главы государства?

— Еще слишком рано говорить о выборах, однако я хочу подчеркнуть, что президент Мубарак является инициатором экономического развития и политической свободы в Египте. Это может подтвердить количество заводов и крупных национальных проектов, основанных с 1981 года до сегодня, свобода слова и прессы, существование оппозиционных партий. На международном уровне Хосни Мубарак очень хорошо известен своим мудрым взглядом на многие региональные и международные проблемы, среди которых урегулирование палестино-израильского конфликта, первая и вторая иракская война, глобальный феномен терроризма.

— Что необходимо для того, чтобы Ближний Восток можно было представить без терроризма?

— Однозначно, нужно, чтобы на Ближнем Востоке господствовала справедливость. Очень важно определить, кто является террористом, и отделять это понятие от самозащиты и защиты своих прав. Мы должны знать, что терроризм не имеет паспорта и не знает границ. Поэтому мы должны разобраться с настоящими глубинными причинами этого явления. Хочу отметить, что президент Мубарак был единственным, кто предложил созвать квалифицированную международную конференцию по проблемам терроризма и его глубинных причин (несправедливость, бедность, угнетение). По моему убеждению, необходимо решить, что очень сложно, глобальные политические и экономические проблемы, положить конец пропасти между очень богатыми и нищими. В начале XXI века люди умирают от голода, от СПИДа! И безразличие является не меньшей проблемой, чем голод и болезни.

— Возможно ли примирение на Ближнем Востоке?

— Я оптимистка по натуре. Все возможно, когда будет превалировать право народа на независимость и справедливость. В истории вы не найдете ни одного вопроса, который был бы решен с помощью войны. Мир не может быть принесен на танке. Только переговоры принесут примирение. Египетское общество готово к этому и очень на это надеется.

— Пребывая в Египте, я была поражена контрастом между красотой природных богатств вашей страны и бедностью городов, в частности, Каира...

— Если вы поедете в любую страну, даже в государства с самым высоким уровнем экономического развития и демократии, вы увидите бедных людей и богатых. Правительство Египта делает все возможное для преодоления бедности, но у нас нет волшебной палочки. В Египте, несмотря на бедность, никто не умирает от голода: богатые помогают бедным. У нас также очень эффективная система социального обеспечения. Кстати, мечети и церкви в Египте играют ключевую роль в финансовой и медицинской помощи бедным слоям населения.

— Египет долгое время находился под властью других стран. Не ощущает ли ваше общество определенный психологический постколониальный синдром?

— Египет — уникальная страна. Нашей истории более семи тысяч лет — и эти годы влияют на наше будущее. Мы — и африканская, и арабская, и мусульманская страна, и страна фараонов, земля, на которой перемешалось много народов. У нас была первая королева в мире — Хатшепсут. Женщины Египта сегодня полностью пользуются правами и свободами, у нас есть женщины-министры, 50 женщин-послов в других странах.

Да, мы были оккупированы длительный период нашей истории; например, 70 лет Египет был британской колонией, и это дало египтянам стойкость, терпение, настойчивость. Заметьте, что нашим родным языком остался арабский — в отличие от других стран, которые подверглись культурному и экономическому влиянию стран- колонизаторов.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ