Киевский кино-видео фестиваль «Открытая ночь» едва ли не самый маленький в мире. Но, как сказал после его завершения всегда пессимистически настроенный его организатор Михаил Илленко, в следующем году «Ночь» обязательно деградирует во что-то другое, или исчезнет вообще. Причина — в резком сокращении финансирования.
Однако то, что «Дубль-8» этого года несомненно нашел свое место в истории, никто и не сомневается. Ну, если не весь фестиваль, то хотя бы отдельные работы этого действительно заслуживают. Простите, но этот факт уже никакой заскорузлой щепоткой украинского культурного безденежья не затереть. Даже в том случае, если бюджет фестиваля пусть «культурно», но урезали еще на 2/3.
Исходя из этого, современными мучениками-пророками без сомнения можно назвать вершителей нашего культурного поприща. Почему? А вы попробуйте хорошо снять фильм устаревшей еще в советские времена техникой или разбежаться в пустом собственном кармане...
И хотя в соответствии с регламентом фестиваля гран-при не существует, ленты все равно случаются достойные. Возьмем хотя бы работу из категории «Cinema» «Трагічне кохання до зрадливої Нуськи» (режиссер Тарас Ткаченко), ставшую лучшей среди студенческих игровых фильмов, операторских работ и, конечно же, завоевавшую приз зрительских симпатий, при чем не только на этом фестивале.
А все оказалось очень просто. Они, два мальчика-подростка, любят ее, то есть Нюсю, девушку намного старше себя. Не снеся ее невнимания, эти «кавалеры», решают умереть так, чтобы она всю жизнь плакала. Однако случилось непредсказуемое — ребята по ошибке приняли пурген. И их любовь смогли оценить разве смежные кабинки сельского туалета и, уже впоследствии, кусачая крапива из рук «лямурной предательницы».
Несмотря на то, что тема любви и набила зрителю своеобразную оскомину, все равно любовь останется главной движущей силой нашей жизни. Скажем, видео «Искренне ваш», молодого режиссера Елены Голосий также об этом чувстве. Здесь почтальон в уже довольно почтенном возрасте проникается глубоким чувством к женщине из своего родного села. Каждый день он приносит под ее двери свертки... со своими фотографиями. Женщина к этому безразлична, она просто механически ставит очередную рамку с фотографиями за шкаф. Но когда в конечном счете меняет свое мнение, уже поздно — любимый человек умирает на полдороги. И вся эта история проходит перед зрителем без какого-либо звука, без любых разъяснительных трансформаций! Выходит, «искренне ваш» не такой уже и ваш... «Очень жаль, — отметил на подведении итогов Михаил Герасимович, — что Елена не подала эту работу в прошлом году. Сейчас, будучи снятым в 2001 году, фильм на ни одну призовую номинацию не претендует». А поэтому больше всего, на что реально можно было надеяться, так это на специальный знак отличия от оргкомитета.
Не продажной ли уникальностью запомнилась зрителям видеокартина «Ойра» об истории любовного треугольника (Гали, Грыця и Максима) во времена Гражданской войны? Уникальность в том, что работа принадлежит режиссеру-любителю Владиславу Чабанюку, сельскому учителю из маленького села, что на Черкасщине. Уже позже картина, снятая в родном селе, со своими же соседями-актерами, победила в номинации «Параллельное кино», чем опровергла мнение, что профессиональная способность человека в основном зависит от наличия соответствующего высшего образования. Кроме того, не обошлось без осыпания лаврами «Киномании» режиссера Елены Яровенко, эдакого кино о кино в номинации «неигровой профессиональный фильм». Иными словами, документалистики об уже упоминавшемся режиссере-любителе из Черкасщины, и собственно об его нелегкой (тем более для села) судьбе местного киношника. Конечно же, не последнюю скрипку при отборе сыграла и давняя автентика, что органически объединялась с живописными уголками Легедзино, по которым бороздила съемочная группа обоих, пока что не совсем признанных метров кино.
И хотя украинским фильмам еще далеко до фильмов заграничных, исходя из практического отсутствия спецэфектов и других «наворотов», с украинскими средствами психологической атаки даже голливудцам не грех посоревноваться. И в качестве примера, своеобразный телесюжет «Пори року на майдані» режиссера Оксаны Плисюк, который, в принципе, не стал признанным, однако глубоко засел в сознании. В произведении, которое заслуживает называться «телевизионным», оригинально объединено авторское видео различных этапов становления Украины. Актуализированы вопросы: какая она, наша среда, что мы создаем, и какой ей быть. Какими в ней будем мы? И все это, как ни удивительно, выезжает за счет уже упомянутых высоких ноток и не менее крикливых для современности имен, например, Юрий Андрухович. Вот как его голос подстраховывает фильм: «...сдается дом с женой и бассейном, ...стреляю без промаха, ...покупаем волосы и ногти!» Или, скажем, не менее реалистичное относительно тяжелого экономического положения в стране, в объявлении: «... предлагают работу на фирме. (Не заграницей ли?! — Авт. ) Секретарем-референтом. Обязательное знание компьютера. Оплата — 100 баксов в месяц и все тебя тра...ют. 100 баксов в месяц, — подумал я, — и все тебя тра...ют. Это плюс или минус, как понять?! И в каком смысле было бы лучше?!» Что здесь еще добавить?
Но, несмотря ни на что, фестиваль, хоть с задержкой на целую неделю, все же завершился. Шесть часов кинопоказа, и соответственно 34 картины уже оценены, и кажется — достойно. Печально, но конкурс киносценариев, где в этом году без указания призового места победу получили три девушки, снова не обещает экранизации отобранных работ. Довольно правильно заметить словами господина Процюка из его эссеистки: «Старик (в нашем случае — старуха или даже старухи), ты написал гениальный текст». И не менее правильно продолжить уже от себя: но твоя работа никого не волнует.
Наряду с этим зрители чрезвычайно интересовались, почему в программе «Ночи» нет ни одной анимации, на что Михаил Илленко ответил: «Они должны были быть, но учитывая не фестивальный уровень, их в программу не включили». Вот вам и тенденции в стараниях. Никогда не угадаешь. То наши трамваи под №9 «объедут» полмира, а то и своим о них неудобно сказать.