Не секрет, что во многих городах Крыма существует так называемый перманентный «мэрский кризис», когда многие социальные группы горожан неудовлетворенны решениями власти и где деятельность городских администраций практически парализована. Лишь недавно завершился затяжной конфликт в Партените под Алуштой, где старый поселковый голова Константин Попандопуло был отозван с должности референдумом, инициированным самими жителями. Сейчас здесь уже состоялись выборы, и новый Голова Татьяна Радина пытается налаживать жизнь. Хуже в самой Алуште: городской Голова Алексей Нечаев отстранен от власти в связи с возбуждением уголовного дела и ведением следствия, и уже длительное время город остается без полновластного хозяина, а количество конфликтных ситуаций нарастает — и с крымскими татарами, и с предпринимателями, и с городским хозяйством. Причем, ситуация законсервирована и не получает никакого развития. Существуют несколько конфликтных точек в других местах: не спадает напряженность в противостоянии органов власти и отстаивающих свои права крымских татар в Ялте, в Судаке, под Феодосией.
Уже больше года не решена проблема с городским головой Бахчисарая. Старый отозван, обязанности поручено выполнять депутату Светлане Беликовой, однако в неполном составе и с урезанными полномочиями горсовет не справляется с объемом проблем. Недавно в Бахчисарае состоялись два митинга. Вызваны они, как это часто и бывает, непоследовательностью решений местной власти. Суть первой конфликтной ситуации в Бахчисарае состояла в том, что горсовет незаконно выдал государственный акт на пользование землей Свято-Успенскому монастырю. При этом были ущемлены права и положение других общин — караимов и крымских татар, земли и исторические памятники, святыни которых попали в зону влияния монастыря.
Суть нынешнего конфликта состоит в том, что Центральный рынок Бахчисарая прежний горсовет разместил на месте бывшего мусульманского кладбища и рядом с мусульманскими святынями. Естественно, что со временем мусульманская община города потребовала перенести рынок в другое место. Опираясь на аргументы общины, исторические документы, горсовет сначала принял такое решение, однако оно было не полным и потому — не доведено до конца. Дело в том, что решение о переносе приняли, но решать, кто именно должен обустроить рынок на новом месте, не стали: ведь на старом месте сами предприниматели серьезно потратились на обустройство торговых мест. Предприниматели стали требовать оставить рынок на старом месте. Горсовет решил уступить давлению несмотря на законность принятого ранее решения.
С этого все и началось. Конфликт между предпринимателями и властью города умело перевели в межнациональную плоскость. Получается, что, с одной стороны, переноса рынка требуют крымские татары, которых не устраивают постоянные метания и проволочки власти. Поэтому они пытаются всячески ускорить выполнение решения, принятого самой же властью — периодически устраивают пикеты, пытаются убрать торговые ряды. А с другой стороны — предприниматели, получается, преимущественно русские, которые пытаются защитить старый рынок. Меджлис крымских татар, большая заслуга которого состоит в том, что отстранен от должности прежний городской голова Бахчисарая, неудовлетворен и непоследовательностью новой власти. Теперь, как сказал заместитель Председателя Верховной Рады Крыма Ильми Умеров, придется добиваться отмены нового решения через прокуратуру и судебные инстанции.
В то же время русские предприниматели, движение которых в городе приобрело также четкие национальные черты, собравшись на сход, со своей стороны потребовали отставки городских властей. Их поддержали деятели КРО партии «Русский блок», они обратились за помощью к организации казаков. Ситуация накалилась до предела: казалось, одно неострожное слово — и начнется полномасштабный конфликт. Тем более, что кому-то, наверняка, именно это и надо сейчас.
Все дело в том, что ситуация не связана с формальным законом. Определение мест торговли как раз и входит в компетенцию городской власти. Организовывать рынки — пусть и на бывших погостах — это не только не по-мусульмански, но и не по-христиански. Однако предпринимательские и политические силы, отстаивающие старый рынок стоят на своем и утверждают, что раз место рынка давно покрыто асфальтом, то никаких могил там уже давно нет. Но, чтобы установить истину, горсовет запросил мнение Бахчисарайского историко-культурного заповедника, и ученые подготовили исторические документы, в том числе и старые карты города и фотографии начала века, которые неопровержимо доказывают существование здесь мусульманского кладбища. Просто по иезуитской коммунистической традиции после депортации крымских татар оно было снесено, закатано под асфальт, и на его месте помещено торжище. Именно на месте этих могил сегодня функционирует спорный городской рынок Бахчисарая. А рядом находятся многие культурные, исторические и религиозные святыни крымских татар, в частности несколько дюрбе крымских ханов, что и не позволяет крымским татарам отступить в своих требованиях.