Какой украинец в начале нашей перестройки не мечтал стать акционером и спокойно спать, зная, что его собственность приносит стабильные доходы и надежно охраняется законом? Пока что такая идиллия остается в области фантазии. Никто по сути не знает, а что же творится в стране в области имущественных прав. Украинские компании не прозрачны, их акции плохо котируются и не защищены, для них закрыты международные рынки капитала. В результате — наша экономика стоит дешево.
Первое в Украине и вообще в пределах СНГ исследование практики корпоративного управления презентовала вчера в Киеве Международная финансовая корпорация (IFC). Материалы для него были получены у 800 «подследственных» акционерных обществ во всех регионах Украины. На вопросы отвечали руководители предприятий и другие должностные лица, имеющие отношение к корпоративному управлению. «Мы хотели также выяснить, в какой мере, по мнению руководителей АО, внимание к вопросам корпоративного управления способствует успешному развитию компаний и повышению их инвестиционной привлекательности», — говорил один из участников этого проекта Игорь Китела. При этом он пошутил, что в основном серый тон обложки материалов исследования в какой-то мере характеризует и состояние корпоративных отношений в Украине. Из зала тут же спросили, а в какой цвет будет окрашено следующее исследование: в черный или красный?
Официальные результаты исследований свидетельствуют, что руководители украинских акционерных предприятий «стоят на распутье». Согласно выводам исследования, они, с одной стороны, демонстрируют в общем-то положительное отношение к стандартам корпоративного управления (треть из них назвала эти стандарты своим приоритетом), а с другой — низкий уровень соблюдения этих стандартов. Авторы исследования считают, что виной тут неэффективное законодательство, не содержащее четких механизмов деятельности акционерных обществ и правовых основ для взаимоотношений по линии инвестор—общество. Более того, согласно данным исследования, многие руководители обеспокоены тем, что собственные инициативы в вопросах улучшения корпоративного управления могут обернуться для них негативными последствиями. Разнообразные примеры этого жизнь дает нам чуть ли не ежедневно. Недавно в СМИ сообщалось, что в 2003 году в Украине было размещено лишь около 50% выпущенных корпоративных облигаций. Как указывал член Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) Николай Бурмака, «остальные не находят спроса из- за того, что эмитент неизвестен, или потому, что выпуск рискованный». А чего стоит «операция» в отношении мелких акционеров Николаевского глиноземного завода, о которой писала наша газета? (Заметим, что возмущенная таким поведением на рынке, Ассоциация инвестиционного бизнеса недавно выиграла у собственников НГЗ судебнное дело).
Но под удар нередко попадают и крупные владельцы акций, лишь на миг утратившие бдительность. Такое случилось днями с единственным действующим в стране депозитарием корпоративных ценных бумаг, выпущенных в бездокументарной или, правильнее, — в электронной форме. Эта саморегулируемая неприбыльная организация, по своей структуре близкая к общественной, тем не менее была создана в виде открытого акционерного общества и получила название «Межрегиональный фондовый союз». Если коротко, то смысл ее создания заключался в том, чтобы фиксировать корпоративные права или иначе — права на собственность физических и юридических лиц.
Такая ситуация гарантировалась уставом, который предусматривал, что ни один из участников АО не может располагать в нем долей, превышающей 10%. И действительно, доли учредителей и других участников не превышали 6%. И тут было решено расширить круг участников депозитария.
Для этого ОАО «МФС» выпустило шестую эмиссию акций (как сказал первый заместитель председателя правления и глава «Укрсоцбанка» Борис Тимонькин, «нас угораздило»). В результате «группа Приватбанка», как определил ее Тимонькин, заполучила 32% акций депозитария. На этом, по мнению ряда членов правления «МФС», спокойный сон украинских акционеров закончился...
Впрочем, их визави с этим совершенно не согласны. Их аргументы не лишены рыночной логики: наши акции не украдены, а куплены за деньги. И если это кому-то не нравится, то это его проблемы. Кроме того, наличие «группы Приватбанка» с 32% акций еще нужно доказать. В действительности речь идет о различных юридических лицах...
Противоположная сторона в этой корпоративной войне также была вынуждена прибегнуть к маневрам. Собрание акционеров единственного в Украине лицензированного депозитария ОАО «Межрегиональный фондовый союз» не состоялось из-за отсутствия кворума.
Отвечая на вопрос «Дня», Тимонькин указал, что «попытка приватизировать депозитарий ставит под большой вопрос сам фондовый рынок» и пояснил, что в результате владельцам бездокументарных ценных бумаг не будет гарантировано сохранение права собственности на них. «Те, кто участвует в корпоративных конфликтах, должны перестать спать спокойно», считает Тимонькин и сравнивает нынешнюю ситуацию вокруг депозитария с теоретически возможной приватизацией системы БТИ. В этом случае любой из собственников квартир в одно «прекрасное утро» может проснуться не в своей, а в отныне уже чужой квартире.
Все это говорит о том, что в стране неразвита не только корпоративная культура, но и нет среды для фондового рынка. Так в материалах исследования МФК, в частности, приводятся данные о том, что более 25% акционерных обществ ввели ограничения на свободную продажу акционерами принадлежащих им акций. Около 42% руководителей уверены, что затраты на внедрение современных стандартов корпоративного управления не приносят желаемых результатов. Больше того, свыше 35% руководителей предприятий вообще считают, что выпуск акций приведет к потере контроля над предприятием. При этом только около 28% опрошенных заявили о наличии планов относительно привлечения иностранных инвестиций. Тогда как 72% не планировали их привлекать в 2003—2005 годах. Что и говорить, корпоративная картина, нарисованная исследованием МФК представляется пока не слишком привлекательной. Правда, оптимистичный штрих в нее вносят данные о том, что свыше 80% руководителей акционерных обществ считают очень важным для положительных изменений в корпоративных отношениях Закон об акционерных обществах. Его никак не может принять наш парламент...