Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новая высота

Александр Малинин взял ее во Львове, представив альбом «Червона калина»
25 июня, 2004 - 00:00


На своем концерте во Львове, который проходил в оперном театре, Александр Малинин спел несколько украинских песен. Все они из его нового украинского альбома «Червона калина», записанного совсем недавно...

На обложке CD написано: «Этот альбом я посвящаю Великому украинскому народу». Если вспомнить, что Александр Малинин — русский певец, в отличие, кстати сказать, от очень многих российских исполнителей, не имеющий украинских корней, то выход этого альбома можно назвать событием беспрецедентным. Дело даже не только в грамотно, деликатно и со вкусом подобранном музыкальном материале. Хотя и в нем, конечно, тоже, что может служить мастер-классом для иных отечественных попсовых звезд при выборе репертуара. Этот альбом раздвигает рамки исключительно культурного события. Он может служить примером тактичного и уважительного отношения художника к культуре, истории, если хотите, менталитету другого народа. Хочется верить, что этот искренний жест Малинина не останется ни незамеченным, ни неоцененным. И в Украине, и в России. Ведь все мы хотим разве не этого — чтобы наши отношения развивались исключительно в такой тональности.

Но вернемся к львовскому концерту. Что касается галичан, то они внимательно прислушивались к пению Малинина — не поставит ли в каком-нибудь слове этот прекрасный исполнитель русского романса неправильное ударение, «не выдаст» ли его акцент, не сделает ли он орфоэпическую ошибку, такую свойственную для певца иной державы? — Нет! Все было просто блестяще. Его пение было таким органичным, словно в Карпатских горах, среди «братчиків» сечевых стрельцов выучил он этот текст и пел с ними у костра выстраданное «а ми тую червону калину підіймемо, а ми нашу славну Україну розвеселимо!» Зал встал. И такое удивительное единодушие, такая восторженная атмосфера воцарилась, что у многих слезы выступили на глазах… Нужно сказать, что «раскочегарить» зал певцу было непросто, и он даже с оттенком обиды укорял: «Не слышу грома аплодисментов! Где ваше «браво»?!» Сдержанная львовская публика отдавала дань таланту, но границ не переступала… Ее еще нужно было убедить, что петь во Львовском оперном театре, в этой святая святых, одном из оплотов украинской культуры и духовности у представителя российской эстрады есть все права. Лишь после известных хитов, после украинских песен лед тронулся, Малинину сердца открыли. И он смог с победными нотками в голосе сказать: «Ну що, вміють москалі співати українських пісень?» На что зал ответил громом аплодисментов.

Позже, когда брала у Александра интервью и вручила презентованный главным редактором «Дня» Ларисой Ившиной двухтомник «Две Руси», где в дарственной надписи были такие слова: «Спасибо, что ваша демократичность не заканчивается на хуторе Михайловском» (а там, как известно, уже не ведутся разговоры об украинской державности и независимости), еще раз поблагодарила за сделанный подарок — прекрасный песенный вечер. И спросила: «Что помогло вам попасть в точку в выборе песен и их трактовке, нет ли у вас украинских корней?

— Нет, корней нет.

— На обложке написано: «Этот альбом я посвящаю Великому украинскому народу». Откуда такая симпатия?

— Это дань уважения украинскому народу, и это не пустые слова. Дань уважения стране, о которой я ребенком мечтал. Когда я жил в детстве в бараке, рядом с железнодорожным полотном, мои мама и папа работали в Свердловске, на Урале, на железной дороге. У нас соседи были по фамилии Вдовиченко. Так вот они через какое-то время собрались и уехали в Украину. Связь с ними прервалась, и мне было грустно от этого. Потом был такой фильм «Тореадоры из Васюковки», где передан был колоритнейший быт украинского села, фильм врезался мне в память. В детстве меня возили к бабушке в деревню, а хотелось поехать когда-нибудь в Украину. Она всегда ассоциировалась с фантастически благодатным краем, в котором растут огромные, душистые яблоки и сахарные арбузы. В деревне росли яблоневые дички с маленькими кисловатыми плодами, я ел их и мечтал о сладких, сочных яблоках, как в Украине. Яблоки позже я с деревьев срывал, а вот на настоящей бахче еще не побывал.

— А как возник замысел записать украиноязычный альбом?

— Уже многие годы я езжу в Украину на гастроли и, естественно, выучил несколько песен на украинском языке. Не хотелось, чтоб они пропали, забылись, канули в Лету, и мы решили выпустить альбом. Сделали это довольно быстро. У меня много в Украине друзей, к которым я приезжаю в гости, отдыхать, мы подобрали еще несколько песен, например «Вівці, мої вівці…», песня мне очень нравится. Я ее слышал в застолье от моих друзей и подумал тогда: хорошо бы и эту песню тоже вставить в альбом. Записали мы ее оригинально, не делая аранжировку, просто наложили звучание природы, пение птиц, и спел я ее а капелла. Эту философскую вещь любая аранжировка могла только испортить.

— А «Червона калина»?

— И эту песню я услышал от знакомых, и она тоже мне понравилась. Я вообще отбираю песни по принципу: нравится — не нравится. Это единственный критерий вообще для любого художника, артиста. Только то, что чувстуешь. Потому что взять песню и плохо ее спеть, лишь бы спеть — это не для меня. Если мне нравится, я пою. Меня самого должно трогать. А эти песни не простые, проверенные временем, это золотой фонд украинской культуры. Кое-что я еще пел в училище и институте — «Ніч яка місячна», «Дивлюсь я на небо», «Карії очі, чорнії брови»...

— Но не только к отбору песен вы подошли внимательно, а и к оформлению диска.

— Да, я обдумывал несколько вариантов и остановился на фоне полотна, рушнике с черно-красной вышивкой. Согласитесь, в этом альбоме есть какая-то особенная чистота, нет фальши, начиная от репертуара и заканчивая обложкой. Сделано все с любовью, в традициях украинской народной культуры.

— А будете ли вы исполнять эти песни в России?

— Я не говорю «нет», но зерно должно пасть в благодатную почву. Разве что собрать российских украинцев на свой концерт, что я тоже не исключаю.

— А почему, по вашему мнению, украинские певцы редко звучат, за некоторыми исключениями, на российской сцене? Низок их исполнительский уровень?

— Почему же низок? Я бы даже сказал, что в Украине певческий уровень гораздо выше, чем в России. И техничнее певцы, и голоса здесь побогаче будут. У нас, в России, не так много настоящих вокалистов.

Знаком с вашей Русланой, принимал участие с ней в концерте и отметил тогда про себя — голосистая девушка! Ну а когда она решила принять участие в конкурсе «Евровидение», то понимая, что она может претендовать на победу, все же сомневался — неужели Украину «продвинут», отдадут ей голоса?! Поэтому очень был рад, когда узнал, что Руслана все преодолела.

— А на каком витке, по- вашему, находятся взаимоотношения между Украиной и Россией?

— У нас нормальные отношения между народами. Есть некие политические влияния, негативные и положительные, но, слава Богу, есть надежда, что ничего к худшему не поменяется. Какое-то время после наступления независимости наши певцы редко к вам ездили, а сейчас все в порядке. Народ уже понял, что москали независимость у них, грубо говоря, отбирать не будут. Не претендуют на это. Как стало понятно, что Россия — основной стратегический партнер Украины, с ней выгоднее торговать и сотрудничать, жить в добром соседстве, чем в противостоянии.

Что касается российских певцов, то они порой, приезжая к вам, должны преодолеть недоверие. Слишком часто людей обманывают, преподносят суррогат, фонограмму вместо естественного пения. Вот и мне пришлось поработать, пока достучался до сердец. Меня предупреждали, что если ты запоешь «Червону калину», люди встанут, но я не верил. Сегодня не так просто заставить людей встать с мягких кресел. Не каждая песня способна на такое. И тут дело совсем не в артисте. Это песня такая. Моей заслуги тут мало было. Я это понимал, но приятно, что стал причастным к таким исключительным минутам. Это дорого стоит.

— Но у вас на концертах люди чувствуют, что душа болит. Как вы думаете, какая ваша песня находит особенный отзвук в зрительских сердцах?

— Я всегда помню про Бубку, который прыгал, постоянно поднимая планку, и тем опередил других на целый век. Выше его никто не прыгнул. Вот и я еще не взял свою высоту, нахожусь в поиске. Благо, мне все интересно, все хочется попробовать. Пытаюсь работать в разных жанрах — и в классическом, и в роковом, и в эстрадном, и в народном. Хочу с оркестром народных инструментов Осипова поработать, сделать концерт русских народных песен. Когда-то я начинал именно с русских народных песен. Работал в уральском народном хоре. И может быть, даже приглашу уральский хор для такого концерта. А почему нет? Человек должен идти, ставить новую цель, рисковать. Вот и я иду, ставлю иную планку, прыгаю, иногда, правда, ушибаюсь, но это я лишь про себя отмечаю. Копаюсь в себе, анализирую, не всегда бываю доволен. По прошествии времени, поостыв, смотрю запись — вроде бы ничего, но работать нужно.

— Как вы относитесь к процессам евроинтеграции, как художник с трепетом лелеющий национальное? Не приведет ли это к национальной нивеляции?

— Итальянскую пиццу любит вся Европа, и готовят ее в ресторанчиках по всему миру, но круче всех делают все-таки итальянцы. Так каждая нация имеет что-то особенное, что круче никто другой не сделает. Люди объединяются, чтобы выгодно выделяться. Поэтому мы и не потеряемся в европейском море.

Ирина ЕГОРОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ