Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Счастье гончарного круга

Как совместить душу, моду и бизнес
22 июня, 2004 - 00:00

Дни гончара, которые прошли на минувших выходных в музее в Пирогово, немало порадовали. Во-первых, очевидно, что интерес к народным ремеслам уверенно приближается к отметке «модно». Посетили с восторгом демонстрировали покупки и уверяли, что они не лягут мертвым грузом в серванте. Как раз наоборот — керамическая посуда оживит процесс приготовления пищи. К тому же глина, убеждают поклонники гончарства, способна исцелить любые болезни.

Второй, не менее оптимистичный, вывод касается предложения — причудливые формы и авангардный декор соседствуют с традиционными, точно 300 лет назад созданными, кувшинами, ложками и вазами. Мастера утверждают, что сейчас, несмотря на растущий спрос на гончарство, за клиента нужно бороться. На практике это означает — делать качественно и оригинально, не забывая при этом о «керамических» традициях предков. Однако приятно удивили не только бизнес- настроения мастеров, а и то, что среди них появилась молодежь.

Ее, правда, пока не так уже и много. Но если исходить из того, что удалось сделать за несколько лет, вполне вероятно, смена поколений гончаров пройдет успешно. К примеру, в Луганской области исключительно на энтузиазме решили превратить музей имени героя гражданской войны Александра Пархоменко — в музей родного края. «Разве это нормально, — сокрушается директор Таисия Блюм, — когда наша молодежь разбирается в культуре Австралии и Зимбабве, но ничего толком не знает о своей». Поэтому в селе Пархоменко, где по данным переписи 1885 года, из 322 дворов 297 были гончарные, решили возрождать традиции и обряды. Достали гончарный круг, отыскали носителей знаний, дабы те показали подрастающему поколению, как превращать кусок глины в полезные вещи. Директор музея рассказывает, что школьники берутся лепить с горящими от восторга глазами. А особенно их впечатляет то, что полезную в хозяйстве вещь можно сделать своими руками. Изделия получаются, конечно, разного качества и пускают их в основном на сувениры. В то же время есть и настоящие открытия. Например, первоклассник Виталик так умело начал работать с глиной, что сложилось впечатление будто он «гончарит» лет 15—20. Однако приехать на профессиональный праздник «себя показать и на других посмотреть» у юного дарования не получилось — деньги на дорогу едва удалось добыть для двоих сотрудников музея.

Большие заработки и толпы клиентов для большинства мастеров — нечто из разряда фантастики. Как правило, гончарство развито в сельской местности, и посему беспрепятственно реализовывать товар получается лишь на подобных праздниках. И то, чтобы пообщаться с потенциальным покупателем, необходимо скопить 400— 500 гривен на дорогу, проживание и питание в столице. В областных центрах практически не осталось сувенирных магазинов, которые бы сотрудничали с мастерами. Как рассказывает этнограф, организатор Дней гончара Алексей Доля, вытеснили их и в Киеве. В то же время, когда мастера выходят на рынок или просто на людное место — через несколько минут их просят либо уйти, либо предъявить чек об уплате налога как частного предпринимателя.

Разумеется, не все так плохо. Работы украинских гончаров порой попадают в частные коллекции США, Канады, Австралии, Великобритании. Пример тому приехавший в Пирогово 24-летний мастер Константин Дорошенко, который в 12 лет, не имея родственников-керамистов, пришел к соседу и сказал: научи меня лепить. Но в принципе подобный успех для Украины пока редкость. «Дело в том, — говорит А. Доля — что, как правило, хороший творец абсолютно беспомощен в практических вопросах. Продюсерство в отношении народных умельцев не практикуется, посему очень многим шедеврам остается только пылиться на полке.

Отчасти по этой же причине несколько лет назад на Днях Украины в Германии наше ремесло представляла не керамика, не изделия из лозы и даже не вышивка, а... матрешка. И это при том, что в свое время на международных выставках гончаров Украина стабильно получала «золото». Сегодня во многих странах существуют государственные программы поддержки народных умельцев. Основной мотив: реализация сувенирной продукции — неплохая строка пополнения бюджета страны. «У нас же, — говорит А. Доля, — некогда «керамическую нацию» представляет на ярмарке всего 60 человек».

Тем не менее мастера считают «соревнование с гончарным кругом» своим призванием. Говорят, что деньги — деньгами, а самое главное — это удовольствие, которое получаешь в процессе лепки и выжигания. Волынская семья Ленартовичей (она — в прошлом режиссер, он — музыкант) по собственному опыту знает, что садиться работать в плохом настроении — залог неудачи. Более того, они уверены, что каждое изделие передает энергетику мастера, а глина в их понимании — все равно что человек, которого нужно чувствовать и разговаривать.

Впрочем, многие поверья и ритуалы гончаров уже забыты. Неизменной осталась разве что молитва перед работой. По-разному относятся этнографы и к разнообразию изделий. Мол, с одной стороны, новаторство — это конечно хорошо, а с другой — нельзя забывать о том, чем отличалась украинская керамика от, скажем, белорусской или российской. А именно — единым стилем и фольклорной оригинальностью. К слову, как утверждают сами мастера, по сей день такой продукт продолжает оставаться наиболее востребованным.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ