Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стамбульский фактор

Решит ли саммит НАТО трансатлантические разногласия?
17 июня, 2004 - 00:00

Удастся ли западным странам преодолеть все противоречия на саммите НАТО в Стамбуле? Этот вопрос стоит как никогда остро. Именно во время встречи лидеров, представляющих страны Североатлантического альянса, будет решаться будущее Ирака — а точнее, возможное привлечение НАТО к стабилизации в послевоенной стране. Поэтому главным сегодня представляется, насколько готовы Франция и Германия, выступавшие против военных действий в Ираке, поддержать американскую инициативу о тренировке иракских военнослужащих натовскими силами.

Если Франция в этой ситуации выглядит более-менее предсказуемой, поскольку Жак Ширак довольно четко обозначил критерии согласия Парижа на предложение Вашингтона, то ситуация с Германией не настолько прозрачна. Французский лидер во время саммита «восьмерки» на Си-Айленде в США, в частности, сообщил о возможной поддержке следующей формулы привлечения НАТО к стабилизации Ирака — Альянс может оказать «тренировочную» поддержку Багдаду только в случае официального запроса нового иракского правительства. О Германии известно только то, что страна отказывается участвовать в миротворческих стабилизационных силах. Роль НАТО в замирении иракцев канцлер Герхардт Шредер также оценивает довольно скептически. После недавней встречи с бельгийским премьер-министром Ги Верхофстадтом в Брюсселе он заявил, что «местное население не воспримет военных НАТО». Однако это вовсе не означает, что Шредер наотрез отказывается от участия в переговорах по улучшению иракской ситуации. Его предложение заключается в том, чтобы Ираку оказали помощь соседние мусульманские страны. «Их войска смогут заручиться доверием иракцев», — считает Шредер.

По сообщениям в западных масс-медиа, в США сейчас кипит работа по разработке документа, который бы уполномачивал НАТО принять хотя бы минимальное участие в стабилизации Ирака. Хотя до саммита Альянса в Стамбуле осталось каких-то полторы недели, у Вашингтона еще есть время договориться со своими «староевропейскими» партнерами, чтобы избежать провала во время встречи. Сейчас Белый дом удовлетворен позицией Франции и Германии и надеется, что эти страны не станут блокировать принятие решений в Стамбуле. Бывший министр обороны США Уильям Коэн подчеркнул, что не только Соединенные Штаты должны нести ответственность за мир и демократическое развитие в Ираке, но и все свободные страны, понимающие реальные угрозы в случае полного игнорирования иракских проблем. «Соединенные Штаты хотят достичь понимания с Шредером и Шираком. Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер уже дал понять, что его страна из соображений безопасности не будет противиться принятию решений о привлечении НАТО к стабилизации послевоенного Ирака. Это позитивный сигнал, который позволит нам разработать возможные варианты уже в ближайшие недели», — отметил господин Коэн. Генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер также указал, что не исключает возможности одобрения «иракской резолюции» в Стамбуле. Интересно, что Германия сейчас пытается не заострять внимание на моментах недавнего прошлого, а именно оппозиции Берлина военным действиям в Ираке. Герхардт Шредер отмечает, что постфактум некорректно говорить о «справедливости войны» — эти разговоры, по его словам, должны остаться историкам. Германия заявляет, что сегодня для нее намного важнее вопрос точного соблюдения плана о передаче власти иракцам, запланированной на следующий после завершения саммита в Стамбуле день — 30 июня. Также «как можно скорее» должна пройти передача власти от переходного правительства к избранному (общегосударственные выборы в Ираке запланированы на январь следующего года).

Похоже на то, что Шредер — как, впрочем, и Ширак — пытается одновременно демонстрировать последовательность в своей иракской политике, однако не отвергает возможность определенного маневрирования. Не стоит забывать, что заявления о невмешательстве в конфликт были главными предвыборными тезисами кампании Шредера. В то время, когда правящая Социал- демократическая партия ФРГ постоянно теряет свои позиции из- за неудачных попыток провести социальные реформы, для немецкого руководства важно, чтобы «внешним раздражителем» для избирателя не стала еще и политика в отношении Ирака. Однако мимо внимания аналитиков не проходят и встречи Джорджа Буша и Герхардта Шредера: сложно не заметить, что их отношения в последнее время значительно улучшились...

КОММЕНТАРИЙ

Иоахим ЦЕППЕЛИН, международный обозреватель «Financial Times Deutschland» (Германия):

— Политика Шредера с самого начала была двойной стратегией. С одной стороны, он категорически отвергал участие Германии в войне с Ираком. И эта его позиция была тогда предельно ясной, например, он говорил — неважно, что решит Организация Объединенных Наций, но Германия не будет причастна к войне в Ираке. С другой стороны, трансатлантические отношения всегда были первоочередным вопросом для нас, и Шредер не хочет их испортить. Это проявилось также в том, что Шредер позволил американцам использовать базы в Германии для подготовки солдат и оружейных материалов для войны в Ираке. Это уже была в известной степени причастность. На дипломатическом уровне все выглядело так, что, мол, мы не стоим на вашей дороге, и вы можете делать, что хотите. Без своей четкой позиции по поводу Ирака Шредер не победил бы на выборах в 2002 году. Это была тактическая позиция, которую немецкие граждане восприняли положительно. И понятно, что социал-демократы сделали этот тезис главным на выборах не без понимания того, как его воспримет немецкое население.

Наталья ФИБРИГ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ