В Театре русской драмы состоялась презентация книги «Даниил Лидер: Театр для себя» (составитель О. Островерх, издательство «Факт»), рассказывающей о выдающемся украинском художнике, мастере современного театра, мыслителе, философе, авторе космологической теории Малого и Большого мира, основателе системы сценографической школы. Мастер оставил нам в наследство более 100 спектаклей, а его работы «Тевье Тевель», «Вишневый сад», «Визит старой дамы», «Дядя Ваня» и «Король Лир» стали уже хрестоматийными, эталоном современного сценографического искусства. Знаменитый педагог вырастил целую плеяду интересных художников и сценографов: Андрея Алексадровича-Дочевского, Марию Левитскую, Игоря Несмиянова, Владимира Карашевского и др.
Театровед Ольга Островерх рассказала, что работа над книгой о Лидере длилась с 1997 года. В нее вошли тексты, написанные им в разные годы или надиктованные Даниилом Данииловичем во время их многочисленных встреч. В книге представлены не только авторские тексты, но и графика, серии эскизных рисунков к спектаклям. У Лидера были особые отношения с печатным словом. Каждый текст спустя время он многократно переделывал, дополнял. Это касается и его спектаклей, сценическая жизнь которых имела продолжение в рисунках. Постепенно возник и новый жанр — рисунок-воспоминание о спектакле . Оригинальное оформление книги сделал Сергей Маслобойщиков.
«Все детство я много рисовал. Рисовал, как обычно рисуют дети, всякую фантастику. Очень любил рисовать лошадей, лица людей. Рисовать с натуры мне как-то не приходило в голову, — вспоминал Д. Лидер. — Я не жду момента, когда режиссер, вручая мне пьесу, изложит общую задачу. Исходя из личной долголетней практики, я понял, что театральному художнику необходимо работать без предварительных бесед и «обмена мнениями». Я знаю, что надо придумать, и дело здесь не только в декорации, а во всей общей направленности будущей постановки, поэтому ширится и усложняется работа художника, концентрируясь в главном направлении…
Начиная работу, я невольно помещаю художника, в данном случае себя, в эпицентр образных поисков, от которого отсчитывается первый шаг и дальнейший маршрут постановки. В самом начале часто приходится заново задавать себе и тут же решать простые вопросы образности, необходимо возвращаться к ним, начинать танцевать как бы от печки».
«Лидер — целая эпоха в развитии сценографии в Украине, настоящий мастер образно-действенной режиссуры, сценического пространства, — подчеркнул художественный руководитель Русской драмы Михаил Резникович. — В своих пространственных решениях он объединял предмет и метафору, театральную игру и жизнь, где форма удивительной простоты всегда была насыщена глубоким философским смыслом...
Даниил Даниилович являл собой яркий пример достойного поведения в недостойные времена. Ему пришлось на себе испытать цензурные унижения, но идеологическая клетка, в которую нас всех пометили в те времена, совершенно не оставила след в его творчестве. Лидер был одним из основателей Академии искусств Украины, а его имя придавало моральный авторитет академии.
Он был человеком великого таланта, но при этом оставался скромным, совестливым. Говорил негромко, но чем тише он говорил, тем внимательнее его слушали. Лидер удивительным образом умел объединять людей, открывать в своих учениках все лучшее, талантливое, учил их думать. Книга «Театр для себя» поможет читателям приобщиться к миру чувств и дум этого уникального художника».
Актриса Театра им. Л. Украинки Лариса Кадочникова призналась, что с Даниилом Данииловичем у них складывались странные отношения. В последние годы жизни художника они часто общались по телефону. Лидер говорил тихо и коротко. Но стоило ей услышать его голос, как все тревоги уходили прочь. Он мог всего несколькими словами поставить все на свои места, и, казалось, сложный вопрос быстро решить. Лариса Валентиновна с теплотой вспоминает их совместную работу над «Вишневым садом». Именно Лидер подсказал ей, как найти верные интонации образа Шарлотты — не кричать и говорить без акцента. Мелочь, но роль сразу пошла. Он придумал фантастические декорации к спектаклю. Все было белоснежным, как цветущий сад и легкий весенний мороз. Побывал Даниил Даниилович и на первой выставке картин Кадочниковой, поддержав ее талант как художницы. Помог поверить в свои силы.
— Лидер был прост в обычной жизни и велик в творчестве, — считает актер Русской драмы Николай Рушковский. — Мы только сейчас можем понять, какое счастье даровала нам жизнь, дав возможность общаться с великим мастером.
Огромный отрезок жизни Лидера был связан с Театром им. И. Франко. Именно на этой сцене родились многие его прекрасные работы, в том числе «Тевье Тевель», «Дядя Ваня», «Такое долгое, долгое лето», «Человек из Ламанчи», «Горячее сердце». В каждом спектакле художник шел от драматургии, а в сценографии любой предмет выполнял множественную функцию, помогая показать образный мир героев. У Даниила Данииловича были разные периоды во франковской жизни. Из-за непонимания ему пришлось уйти из театра, оставить пост главного художника. Теперь уже те серые дни обросли легендами. Например, демарш Лидера, раскрасившего в черный цвет елочки или сжигающего декорации солнца на хоздворе театра. Его творческая натура бунтовала против цензурных ножниц в спектакле «В ночь лунного затмения», поставленном по пьесе Карима режиссером Смияном.
«Когда произносят фамилию «Лидер», то в моей памяти встают его легендарные спектакли «Выбор» и «Тевье Тевель». Они создавались вместе с режиссером Сергеем Данченко, — вспоминает зав. литературной частью Театра им. И. Франко Наталья Пономаренко. — Творческая душа художника ярко воплотилась в бондаревском «Выборе» — сцена буквально «дышала». Огромный мольберт трансформировался, разъезжался и полностью открывалось пространство сцены: там творил свои работы герой — художник, а современные события, как на картине, сменялись военными вставками. В спектакле «красной нитью» проходила тема поиска своего творческого «я». А о «Тевье Тевеле» уже написаны целые тома театральных исследований. Лидеровский знаменитый Млечный путь возник от свечи, а глиняный кувшин молока — как преображение, как извечный маршрут гонимых людей, народов. Тема гонимых людей была близка Даниилу Данииловичу (в начале Второй мировой войны его как немца по происхождению вместе с семьей сослали за Урал. Там Лидеру пришлось работать в шахте. Немало невзгод он перенес, прежде чем сумел вернуться к профессии художника, получить должность декоратора в Челябинском театре им. Цвиллинга. Лишь после спектакля «Маскарад» он стал главным художником, а за сценогафию постановки «Любовь Яровая» ему присвоили Сталинскую премию. Это помогло в 1954 г. получить разрешение вернуться в Ленинград и продолжить учебу в Институте им. Репина. — Т. П. ).
Судьба была жестока с художником. В последние годы жизни Даниил Даниилович ослеп, но он мужественно принял этот удар. На сотый спектакль «Тевье Тевеля» он приехал вместе с женой Кирой Николаевной Питоевой. Привез массу свертков. Обошел все службы театра, поговорил с актерами и техническими работниками, благодарил всех за годы совместной работы, вручая каждому сувенир на память. Было такое впечатление, что он прощался с франковцами».
Сегодня многочисленные ученики продолжают дело Лидера. И замечательно, что они не слепо копируют мастера, а каждый ищет собственный творческий почерк, стиль. Даниил Даниилович научил их главному — любить театр и не представлять своей жизни вне сцены.