Украина — морская держава. Однако это аксиоматическое утверждение по существу держится только на судоходной компании «Укрферри» и арендованных ею у государства паромах «Герои Шипки» и «Герои Плевны». Компания осуществляет перевозку между черноморскими портами Украины, Грузии и Болгарии. И это крупный бизнес, состоящий не только в том, чтобы осуществлять регулярные рейсы, но еще и в том, чтобы обеспечивать рентабельность перевозок, находя общий язык с клиентами. О своих взглядах на бизнес и его социальную ответственность, о политике компании «Дню» рассказал ее президент Александр Курлянд .
«Сегодня все безусловно лучше, чем было вчера. Считаю, что вообще страна двигается вперед достаточно быстро. Думаю даже, что мы семимильными шагами проходим те пути, на которые другим странам понадобились века.
Сегодня Украине не дают возможности стать морской державой — все мировые грузопотоки давно разделены и переделены. Это не значит, однако, что нужно поднимать руки вверх и сдаваться. Вот я превратился в настоящего «революционера» — всегда в борьбе. Считаю глупостью «посыпание головы пеплом», причитания, как хорошо было при советской власти. Это означает полный тупик. Убежден, что Украина может и будет прекрасно жить за счет транзитов.
Наша компания реализует идею Украины как трансконтинентальный коридор между Европой и Азией. Поэтому убежден, что государство должно вкладывать деньги в «Укрферри» — это было бы выгодно всем. Я занимаюсь частным бизнесом, который одновременно является государственным делом. Думаю, государству следует отслеживать успешные компании, поддерживать их, вкладывать в них деньги. А мы всегда открыты для сотрудничества. Сейчас же государство занимается только тем, что из заработанных нами $100 хочет взять $120 налогов. Иными словами — толкает на нарушения.
А ведь судоходный бизнес («shipping») — трудоемкое дело, которое не дает быстрой отдачи. Нужно терпение — 5—7 лет вкладывать в бизнес, и только после этого начинается прогрессивный рост доходов. Терпение есть далеко не у всех — большинство хочет все и сразу. Гоняться за большой одноразовой прибылью — безумие.
У меня наследственное чутье на людей. Это очень важно, ведь, как известно, «кадры решают все». Иногда я сам боюсь себя, своей способности читать «между строк». Но без этого бизнесмена нет — нужно уметь находить мозги и хорошо использовать их. Отмечу, что наши специалисты сейчас значительно сильнее американских — ведь на них работает стабильная система, а мы каждую минуту боремся за выживание.
Вся моя администрация — молодые специалисты, взятые со студенческой скамьи. Большинство из них — «трудоголики». Средний возраст наших работников — около 30 лет. У нас работают интеллигенты высокого класса — это знание компьютера, нескольких иностранных языков. Ежегодно компания выписывает на $10 тысяч иностранных журналов, справочников и т.п. С большим удовольствием беру на работу женщин — по той причине, что мы, к сожалению, живем в эпоху инфантильных мужчин. Не люблю людей ленивых, неинтересных, безразличных ко всему, неподъемных, всегда мрачных. Нужно и работать с улыбкой.
Я никогда не присваиваю себе достижения своих подчиненных. Нужно учитывать то, что это люди молодые, им нужно расти, обретать уверенность в себе, иметь веру в людей, в руководство. Наша молодежь — это действительно деловые люди, очень прагматичные. Они знают, чего хотят, они не воры, не пьяницы. Вот только «сердца», «души» иногда маловато.
Считаю, что чем больше открытости в работе, тем лучше, хотя мы живем в условиях жесткой конкуренции. Думаю, что нет худшей беды, чем зависть. А завидуют всегда только тому, что видят — внешнему. Никто не видит труда, который стоит за ним.
Убежден, что в современных вузах должен преподаваться предмет «Философия ведения бизнеса». Такой курс мы вводим сегодня в учебный план Транспортного института. Речь идет о формировании аналитических способностей, интуиции, абсолютной порядочности. Одним из правил бизнеса является: «Никому нельзя доверять». Только когда я перестал доверять, начал зарабатывать деньги. Придерживаюсь правила: «Лучше дружба, основанная на бизнесе, чем бизнес, основанный на дружеских отношениях». Последнее, конечно, приводит к банкротству. В бизнесе нельзя дружить, там не ищут партнеров среди друзей.
Часто задумываюсь о социальной ответственности бизнеса. Благотворительная деятельность — это наш святой долг. Уже выросла плеяда бизнесменов, хорошо понимающих, что это необходимо — ведь сколько вокруг бедных людей! Не люблю, однако, иждивенчества. Думаю также, что государство должно поддерживать благотворительную деятельность. Я предлагаю государственным чиновникам: «Дайте мне возможность заработать, а я с вами поделюсь прибылью — дам деньги на добрые дела». Не слышат. Несмотря на это, охотно вкладываю деньги в культурные мероприятия, музыку. Я один из учредителей Одесского симфонического оркестра. Поддерживаем талантливых исполнителей, предоставляем возможность молодежи участвовать в международных конкурсах, помогаем готовить премьеры в Украинском театре, Музкомедии, Облфилармонии. Напомню, что при участии «Укрферри» создавалась первая украинская школа им. Грушевского в Тбилиси. Сотрудничаем также с фондами «Майбутнє», «Св. Миколай», «Допомога хворим дітям Сіверщини» и т.п. Помогаем ветеранам. Регулярно даем деньги на Реабилитационный центр для детей, директора которого господина Литвака называют «совестью Одессы». Я там — один из членов опекунского совета.
Подытоживая, хочу сказать, что бизнес для меня — спорт, а не деньги. Спорт, где постоянно повышается планка. Считаю, что занимаюсь «дворянским» бизнесом и люблю иметь дело с такими же людьми. Когда мы собираемся вместе, то всегда говорим исключительно о бизнесе, а не о деньгах».